|
прибора. Под лупой пылинка. Дать увеличение посильнее, и вот уже оказывается,
что это живой организм, какая-то инфузория. Еще сильнее — и это безмерно
огромный агрегат органических молекул...
Впечатление сложности или простоты зависит, видимо, от того, какая
«разрешающая способность» ума интуитивно принимается за достаточную для решения
задачи. И наверное, наиболее выгодна готовность ума в любой момент рассмотреть
одно и то же и как бесконечно сложное, и как предельно простое, памятуя об
относительности и гибко регулируя «разрешающую способность».
Приняв это, мы, быть может, несколько по-иному оценим и трудности
построения теории психики. Нет, не в том дело, что мозг сложнее атома; каждый
из них конечен извне и бесконечен изнутри. И неверно, что сложное всегда
складывается из более простого: взводом солдат управлять проще, чем каждым
солдатом в отдельности. Теория психики в том виде, в каком она могла бы нас
удовлетворить, должна быть построена на уровне весьма высокой «разрешающей
способности» ума, хотя бы на порядок выше, чем таковая обыденного общения. Ведь
теория психики нужна нам в основном для того, чтобы сделать общение более
совершенным. А в общении то и дело приходится решать задачи, лежащие где-то у
пределов естественной «разрешающей способности» разума.
Не потому ли все предлагавшиеся до сих пор общие теории психики страдали, с
одной стороны, чрезмерной узостью и частностью, а с другой — чрезмерной
обобщенностью? Не потому ли до сих пор не удается, пользуясь этими теориями, с
необходимой точностью предсказывать поведение людей? Мы просто еще не научились
видеть всего человека в том обилии измерений, которые требуются.
Итак, будет ли ошибкой сказать, что человек — это особая машина, точнее
агрегат из многих машин, ни к одной из которых в отдельности человек несводим?
Машина с громадным «пространством степеней свободы» (есть такое математическое
понятие) — с пространством, которое и дает простор для неповторимости,
непредсказуемости и способности к саморазвитию? Будет ли ошибкой назвать
человека машиной, конструктором которой была эволюция, а наладчиком служит
общество себе подобных?
Думается, ошибки не будет. Можно определить человека и через понятие
«машина». Правда, старой терминологией пользоваться как-то проще, теплее,
спокойнее. Человек противопоставляется машине не только своей
сложностью. Противопоставление проходит и по эмоциональной линии. Машина,
дескать, бесчувственна, она механически делает свое дело, а человек устает,
страдает, любит, сочувствует, смеется и негодует.
Однако позвольте, разве все эти качества не имеют вполне материальной,
физиологической подоплеки? Усталость, капризность? У механической машины этого
сколько угодно, только выражает она это по-своему: машины, если только люди
желают, чтобы они работали хорошо, тоже требуют сочувствия и любви. Слов — вот
чего им пока не нужно, но нельзя исключить, что и это понадобится. Машины — это
дети человечества, дети-рабы. С самого начала человек создавал их для
продолжения и совершенствования своих собственных функций, то есть частично по
своему образу и подобию. Но подобия все больше и больше... Гениальный лентяй не
успокоится, пока машина не будет уметь делать все, что умеет он, и сверх того.
Для науки «машинное» представление о человеке плодотворно, потому что дает
единственную надежду разобраться в материальных процессах, происходящих в
организме и мозгу. Кибернетика имеет полное право рассматривать биологические
системы и в том числе человека как особый класс автоматов, если при этом не
упускается качественная разница и особые принципы автоматики жизни. Такое
«омашинивание» человека равнозначно причинному подходу и нимало не
оскорбительно. Поистине: назови хоть горшком, только в печку не суй. Поломки
мозговой машины видит и психиатр, и ему особенно необходимо сочетать «машинный»
подход к человеку и человечески-личностный.
Установив такое взаимное соотношение понятий «машина» и «человек», мы
приходим к выводу, что вопрос: кто же мыслит, машина или человек? — просто
бессмыслен. Разрешается и вопрос: возможно ли у машины то, что называется
«качеством субъективности»? Возможно ли машинное «я», машинная «личность»?
Ответ: да. А если нет, то тогда надо признать существование нематериальной
души.
Вряд ли стоит биться над вопросом, что является мышлением и что не является
им. Когда мы спрашиваем, как человек мыслит, нас интересует все, что происходит
в его мозгу: ведь даже умение забивать голы зависит не только от ног.
ИНСТИТУТ! ПРОГНОЗОВ
Кошка уже давно дремлет в экспериментальной кабине, а перья
электроэнцефалографа шуршат и шуршат по ползущей бумаге. Раздается щелчок,
кошка открывает глаза и настораживается, перья подскакивают, делают несколько
бодрых взмахов и снова продолжают трудиться равномерно и неторопливо, как
заправские писари. Щелчки повторяются... еще и еще... Перья подскакивают, но
ленивее... Наконец, словно окончательно махнув рукой на щелчки, они продолжают
шуршать с полной невозмутимостью. Кошка подремывает. Ориентировочная реакция
угасла. Что толку реагировать, если эти звуки не несут никакой информации?...
Но что такое? Почему перья подпрыгнули, словно ужаленные, а кошка опять
открыла глаза и навострила уши? Ориентировочная реакция. Но где раздражитель?
Щелчки прекратились. Реакция — на отсутствие?
Это легко понять, если допустить, что в мозгу кошки есть механизм,
прогнозирующий ближайшее будущее. Принцип его действия не так уж сложен.
Прогнозируется именно то, что происходит в данный момент. Что повторяется, то и
|
|