|
деле новичок и, естественно, сперва подражаете тому, кто имеет опыт. Потом...
Все тут ясно, казалось бы. Но как часто и цели взрослых выбираются неосознанным
подражанием!..
В свое время я поставил себе целью находить в каждом нечто, достойное
подражания. Был период, когда я от этого чуть не погиб; но спасла цель другая,
соединяющая — и оказалось, что я сказочно обогатился.
Подражать творчески — значит знать ЗАЧЕМ.
Теперь техника. Пять основных этапов.
1. Сверка цели с моделью.
«Со своими сотрудниками я хочу быть уверенным без позерства, оптимистичным
без фальши, непринужденным без фамильярности; хочу иметь смелость мыслить
самостоятельно и принимать решения со взвешенным риском; уметь и вникать, и
советоваться, и принимать критику, и повелевать, сочетая требовательность и
сердечность. Н. обладает всем, кроме последнего. Его замаскированное
высокомерие, мани-пуляторство и цинизм я заимствовать не хотел бы...»
2. Созерцание и анализ.
«Очевидно, Н. настоящий лидер. Уверенность и деловитость, в сочетании со
всегдашней готовностью к шутке, делают его всюду центром, лидером неформальным,
даже среди начальников, высших по рангу. Чем напряженнее положение, тем больше
в нем спокойствия и сдержанного азарта: видно, что ему нравится борьба, это
Мужчина. Похоже даже, что оптимизм его связан с тайным безразличием к жизни:
это, кажется, и делает его и непостижимо привлекательным, и опасным...
По всей видимости, не заботится о производимом впечатлении; но у него
всегда есть точное представление о том, чего от него ожидают, чего хотят люди,
на что надеются и чего боятся, — весь внимание к другим, привычное состояние.
Наблюдателен рефлекторно: о людях, с которыми имеет даже мимолетные контакты,
помнит все до мелочей. Ему доставляет удовольствие быть в курсе чужих дел и
интересов, и людям приятно... В этом и заключен обман, наживка: фактически Н.
никому не сочувствует, каждого ловит на личный интерес и так или иначе
использует, вполне хладнокровно. Быстрота и четкость его мышления, вероятно,
связаны с тем, что он умеет освобождать свой ум от лишнего... Отсюда и свобода
ассоциаций, и оригинальность решений.
Никогда не повышает голоса и, при всем юморе, никогда не смеется, а лишь
слегка улыбается. В интонациях всегда есть какая-то острота, делающая каждое
слово значительным; кроме того, иногда неожиданно меняет темп речи и тем
заставляет собеседника следовать за собой, как бы гипнотизирует... Вроде и не
приказывает, но ведет себя так, будто заранее знает, что все добровольно ему
подчинятся, будто иначе и быть не может. Смотрит в глаза с таким выражением,
словно собеседник уже давно с ним согласен. Характерен и значителен легкий жест
правой руки...» (Поправьте, если мое воображение в чем-то ушло не в ту степь. У
меня тоже одно время была прокатная модель — почти двойник вашего Н. И я тоже
им восхищался и не любил его).
3. Обобщение. Выделение своего. «...Итак, я беру у Н.
ВНУТРЕННЕ: свободу от «самого себя»; беззаботность относительно впечатления
о своей персоне; азарт борьбы; непринужденную осторожность; зоркое внимание к
людям.
ВНЕШНЕ: интонационный рисунок речи — некоторые компоненты; частично —
тембр; взгляд, если удастся...
Я буду также искать свой собственный ключевой жест, аналогичный
характерному жесту Н. Возможно, для меня таким жестом может быть легкое
приподнимание головы, свойственное мне в моменты, когда я чувствую себя
независимо...»
4. Вселение. Усвоение.
В состоянии мышечного и умственного освобождения, лучше утром, едва
проснувшись, и вечером, хорошо расслабившись, перед засыпанием, ежедневно, в
течение как минимум трех месяцев, сосредоточивайтесь на свойствах модели,
которые вы решили заимствовать. Можно представлять их в виде образов,
конкретных воспоминаний, лаконичных словесных формул, того и другого вместе...
Суть, в любых вариациях, сводится к утверждению — убеждению — вере:
МОЕ! Я!
— вере, не подлежащей более никакой проверке. Смело и безоглядно: теперь
ЭТО — ВЫ.
5. Претворение.
...Остается лишь дать ЭТОМУ место в вашей работе и жизни. Точнее: позволить
найти место.
Твердо веруйте: лучшее из того, чему можно подражать, мы уже имеем в себе.
Любая модель лишь помогает нам это открыть.
(...А Китайца я не забыл. Мне даже кажется, грешным делом, что это он
произвел ваш превосходный самоанализ и подсказал написать).
В. Л.
В. А!
Прошло полтора года- Все в порядке, спасибо. Модель уже не нужна и, кстати,
уволена.
N. N.
Сильные роли для слабой памяти
Читатель, вы здесь? Не потерялись? Ловим ли связь?..
Вы часто спрашивали меня о сосредоточении, о внимании и о памяти, помните?..
А меня всю жизнь изумляет память актеров. Как им удается так быстро и
безошибочно выучивать свои роли, держать в голове все мизансцены и длинные
монологи, малейшие жесты, тончайшие интонации?..
|
|