|
на другого человека — пациентка меня не слышит, она глубоко спит.
— Сейчас вы услышите голос другого доктора и поговорите с ним.
— Здравствуйте, доктор. (Это уже мне.)
— Здравствуйте... Как чувствуете себя?
— Отлично. Погулять хочется...
Разговоры кончаются — начинается лечебное внушение. Голос Д. излучает торжество
органной мессы.
— С каждым днем вы чувствуете себя лучше. Становитесь увереннее, спокойнее.
Растет вера в свои силы. Улучшается настроение. Вам хочется жить, радоваться,
работать... Бы чувствуете себя способной ко всему, чего сами хотите. Ко всему
нужному и всему хорошему...
Несколько вот таких простых слов. Очень уверенно. Очень мощно. Красиво по звуку,
точно по смыслу...
Потом Д. сделал паузу, спокойным и твердым тоном сказал пациентке: МОЖЕТЕ СПАТЬ
— и умолк.
— Сейчас она уже нас не слышит, — пояснил он шепотом, — но все же лучше потише.
.. Пускай поспит, этим закрепится внушение. Я выйду минут на пятнадцать, а ты,
сэр... а вы, доктор, посидите, пожалуйста...
Вышел. Вернувшись (мне показалось, он и не уходил...), легко дотронулся до руки
пациентки и начал... Уверенно, сдержанно-торжествующе:
— Вам легко и хорошо... Вам радостно жить... Наш сеанс завершается. Вы
проснетесь бодрой, веселой. Сейчас я просчитаю
Г/lhbA /• ГИПНОТИЗЕР РЫХОДИТ & полночь
33
от десяти до одного. На счете «один» вы проснетесь с прекрасным
самочувствием.
Считает ровным механическим гопосом с нарастанием темпа и громкости:
— Десять... семь... пять......три, два, один!..
На счете «три» пациентка пошевелилась, на счете
«один» открыла глаза. Сладко потянулась, зевнула:
— А-в-в-в... А!.. Хорошо выспалась...
— Видели какие-нибудь сны? — спрашивает Д.
— Что вы, как убитая спала. (Так называемая спонтанная, не внушавшаяся
специально, пост-гипнотическая амнезия, непроизвольное забывание. Так мы сразу
и начисто забываем большую часть своих сновидений. Но некоторые можно и
удержать, запомнить,,,)
— Сеанс окончен. Всего вам доброго.
— До свиданья, спасибо, доктор...
Насчет диагноза и судьбы этой пациентки, типичной сомнамбулы, я остался в
неведении; припоминая, соображаю: после какой-то душевной травмы у нее развился
психоневроз так называемого конверсивного типа («превращательного» буквально) —
когда тело в ответ на безысходную для души ситуацию воспроизводит любую болезнь,
вплоть до настоящего умирания. В таких случаях гипноз может сработать как
психический скальпель — но суть исцеления вовсе не в нем, а в особой связи
врачующего и врачуемого — в этом самом рапОрте...
Актерские трюки подсознания Давид чуял как пес и до излома лечил фантастически
успешно. Он сам был к ним весьма расположен. Однажды (еще до,,,) я был
свидетелем его страшненького судорожного припадка после неудачного любовного
приключения...
2 Зак. 3701
pU*_____________________________ПШЮЗЛРР
34
Таралунька ЛЮБИЛ ЧИНИТЬ штелсели,,
Нет-нет, ни эпилептиком, ни истериком Давид не был. Но задатки демонстративной
личности в нем в то время играли вовсю — и более того: культивировались, амплуа
обязывало. Гипнотизер — это же ведь сплошная самоподача вовне, особый род
сценического искусства, а подсознание слишком легко заигрывается.
Давид был младше меня на два года; казался же — не из-за физических признаков —
старше, и всеми воспринимался как недосягаемо старший. Потом и телесно начал
догонять и обгонять свой образ-для-других; в 30 смотрелся уже на
сорокапятилетнего профессора, в 45 — на шестидесятилетнего.
А в то молодое время мы сблизились, дружили первыми своими семействами, гуляли
на дачах, дурачились, боролись, как пацаны, дулись в шахматы.
Домашний Давид оказался полной противоположностью своей врачебно-гишютической
ипостаси: ничего магического — уютный, теплый, смешной, рассеянный, грустно
шутливый, мальчишески азартный, глупо завистливый, подтрунивающий над собой...
Нежный папаша, заботливый муж, веселый бытовой комик, иногда вдруг зануда,
ворчун, страшный тем, что голоса никогда не повысит...
В те времена популярен был украинский сатиро-юмо-ристический дуэт дылды и
коротышки: Тарапуньки и Штепселя, и долговязый Давид, стоило ему снять очки,
чуть наклонить набок голову и приподнять одну бровь, становился вылитым
Тарапунькой, один к одному. Подыгрывая своему персонажу, импровизировал на
полуукраинском наречии преуморительные байки.
Рассказчик был потрясающий, многожанровый, с даром артистического
перевоплощения, с превосходным
Г/1ЛРЛ /: ГИПНОТИЗЕР ВЫХОДИТ & полночь
35
|
|