|
1 Из Рильке, перевод Б. Пастернака.
– 66 –
упражнение, пока внимание ваше не будет удерживаться на предмете легко. (Это
значит, что оно само нашло свой оптимальный ритм.)
УЧУСЬ ВНИМАТЬ
(ритмичное созерцание)
Выберите любой предмет. Внимание! Впивайтесь в него «прожектором» и
делайте спокойный вдох. Затем также спокойно выдыхайте. На выдохе закрывайте
глаза – «стирайте» впечатление. На вдохе снова открывайте и снова впивайтесь,
смотрите. Так – до 50 раз. Сделайте наоборот: созерцание на выдохе, «стирание»
на вдохе. Возьмите любой другой ритм, например: на пять внутренних счетов глаза
открыты – вы смотрите на предмет, на два следующих – глаза закрываются. Можно
совмещать счет с дыханием. Вы заметите, что ритмическое сосредоточение дается
намного легче.
Для АТ эти упражнения имеют значение как общая тренировка сосредоточения.
Второе упражнение – очень хорошая подготовка к описываемому далее приему
дыхательной ритмизации самовнушений.
УЧУСЬ ВПИТЫВАТЬ
(мысленное созерцание)
Непрерывно или ритмически созерцайте любой предмет в течение 3 – 4 (или
больше) минут. Затем на 3 – 4 минуты закройте глаза и постарайтесь вызвать
мысленно-зрительный образ предмета, целиком и во всех деталях. Открыв глаза,
сличите мысленное «фото» с реальным предметом. Повторяйте так по 5 – 10 раз в
каждом упражнении. Ваша задача – добиться отчетливого внутреннего видения.
Конечно, оно не будет таким ярким, как наяву – образ будет поначалу походить на
размытый силуэт в глубоких сумерках, но неотступность сделает свое дело.
Научившись «впитывать» и мысленно созерцать несложные предметы и фигуры,
вы сможете перейти к более обширным картинам и текстам. Ваша зрительная память
станет намного мощнее. Дробными последовательными мысленными созерцаниями вы
сможете быстро и прочно усваивать любой материал.
– 67 –
Это упражнение применялось в некоторых вариациях еще художниками эпохи
Возрождения. Навык управления зрительной памятью, достигаемый им, может с
прекрасными результатами использоваться при самовнушениях.
ВНУТРЕННИЙ ВИДЕОСКОП
От полминуты до 2 – 3 минут «впитывайте» взглядом один предмет,
предположим, спичечный коробок, затем другой, например, стакан. Пусть оба
отчетливо «отпечатаются» в мозгу. Затем мысленно положите коробок в стакан.
Наложение может быть двойным, тройным, ритмически-переменным и т. д.
Последние три упражнения особенно полезны тем, кто хочет развить сильное
зрительно-пространственное воображение. Освоение их открывает путь к свободному
оперированию образами и созданию внутреннего «видеоскопа» – сильного орудия
самовнушения и интеллекта.
Некоторым людям, однако, сколько бы они ни старались, вызвать зрительный
образ не удается. Не огорчайтесь, это значит, что вам легче, чем другим,
дадутся иные упражнения.
КАК ВОЙТИ В СОБСТВЕННЫЙ ПАЛЕЦ
Поверхность тела, как мы уже знаем, есть граница между внешним и
внутренним кругом внимания. На любой точке этой поверхности может быть
сосредоточенно внимание, как это и происходит непроизвольно при болях, зуде,
чувственных наслаждениях и т. п. Наша задача – научиться легко доставать
сознательным положительным вниманием любую точку тела и так же легко от нее
отключаться.
Фиксация пальца – одно из простейших упражнений. Оно может служить ключом
ко всему арсеналу АТ.
Первые упражнения проводятся с указательным пальцем правой (для левшей –
левой) руки.
Вариант с открытыми глазами (подготовительный)
Посмотрите внимательно на кончик своего указательного пальца так, словно
видите его в первый раз
– 68 –
и намерены основательно изучить, словом, созерцайте как внешний объект (стр.
67). Можно применить и ритмическое созерцание. Будет хорошо, если уже при таком
|
|