Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Психология для Чайников... :: Владимир Леви :: В. ЛЕВИ - ИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 88
 <<-
 
      Настоящее сосредоточение всегда эмоционально. Эмоциональность может быть 
разных знаков: положительная, как в случаях, когда мы слушаем упоительную 
музыку; отрицательная, как при навязчивых мыслях о грозящей неприятности, и 
ориентировочная, или информационная, когда мы слушаем сообщение о важном, но 
еще не известном нам событии.
      Пища внимания – либо то, что прямым образом пробуждает эмоции, то есть 
что-то значит для нас, либо то, что может что-то значить, то есть новизна. 
«Съедая» новизну, внимание ищет следующих порций. Недостаточность новизны на 
единицу времени вызывает импульс переключения; если же переключения не 
происходит, стремится снизиться тонус внимания – степень бодрствования (сон – 
это полный «нуль внимания»). С известной приблизительностью, наподобие закона 
сохранения энергии, можно сформулировать «закон занятости внимания»; если 
внимание от чего-то отключается, значит, оно подключается к чему-то другому. 
Этот закон справедлив, во всяком случае, в пределах бодрствования. Либо уснуть, 
либо переключиться – вот требование, налагаемое на нас скукой.
      Но есть еще один путь: торжество воображения, или изобретение.
      Пока чернильное пятно – только чернильное пятно, оно скучно; как только 
вы начинаете искать и нахо-

– 62 –

дить в нем предметы, животных, людей – оно оживает и оживляет вас.
      Внимание – не только прожектор: это еще и монтажник, собирающий из 
отдельных кирпичиков психики целые блоки и конструкции. Творческим способом – 
созданием внутренней новизны, иными словами – воображением и самовнушением – 
внимание может поддерживать себя очень долго. Задержка внимания всегда вызывает 
особое, но не обязательно отрицательное состояние психики. Оно может быть и 
сверхположительным и исключительно продуктивным. Это давно открыли люди 
творческого склада, и по-своему – психоэкспериментаторы религиозных культов. 
Многократные повторы, ритмические заклинания,  раскачивания, созерцания, 
самососредоточения испокон веков использовались для вызова экстазов и трансов.
      АТ тоже начинается с заданий вниманию. Вначале – простейших, столь же 
легких, сколь обычные жизненные сосредоточения, и даже элементарнее. Но в 
отличие от обычных полустихийных переключений,  в АТ задачи внимания 
определяются четко и последовательно. Вы контролируете время и интенсивность 
сосредоточения. Хотя стопроцентно это никогда не достигается, тенденция делает 
свое дело, стремление ведет к цели.
      Обычная способность сосредоточения вполне достаточна. В ходе занятий она 
развивается.
      Однако некоторые начинающие испытывают трудности из-за слабой 
управляемости внимания.  Им трудно сосредотачиваться с необходимой силой и 
длительностью; то, что нужно, «уплывает», «размывается», непроизвольно 
вытесняется чем-то. У других не срабатывает с должной четкостью и быстротой 
механизм переключения (инертная сосредоточенность).

ВНУШИТЕ СЕБЕ ЭТО!

      Вот и заколдованный круг. Чтобы хорошо сосредоточиться, нужно себе это 
внушить, а чтобы внушить, надо сосредоточиться.
      С чего же начинать?
      Состояние сосредоточенности, которое мы поставили себе целью достичь, ни  
в коем случае не должно быть 

– 63 –

отрицательным: мы не для того занимаемся АТ,  чтобы себя мучить, а как раз 
наоборот.  Положительное сосредоточение, граничащее с вдохновением – идеал. Но 
мы реалисты, и сначала возьмем синицу в руки – создадим хотя бы «информационную 
сосредоточенность» – то, что называется повседневно одним простым словом 
внимание!
      Будь вы даже самый инертный человек на планете, вам отлично знакомо 
состояние, вызываемое этим словом. Это внушенная «информационная 
сосредоточенность» – сосредоточение на сосредоточении!

ЧЕТЫРЕ КРУГА ЛИЧНОЙ МАГИИ

      Разгадав как артист, что управление вниманием – это управление собой, 
Константин Сергеевич Станиславский предложил четкую схему, по которой актер 
может управлять объемом своего внимания,  а через это – своими чувствами и 
поведением.
      Он разделил все Пространство Внимания на три круга.
      Большой круг – все обозримое и воспринимаемое пространство (в театре – 
весь зрительный зал).
      Средний круг – круг непосредственного общения и ориентировки (в театре – 
сцена с играющими партнерами).
      Малый круг – сам актер и ближайшее пространство, в котором он движется и 
действует.
      Это хотя и предельно упрощенная, но очень удобная схема. В повседневной 
жизни наше внимание практически ориентируется примерно на те же три круга. Я бы 
только добавил к ним круг внутренний – ту часть внимания, которая занята 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 88
 <<-