|
превращена в обширный, хорошо обозреваемый стол (зрение у Д. С., - две
единицы), некоторые бумажки залезают даже на потолок, кое-какие на пол -
неплохой способ раскладки дел для человека, перегруженного текучкой, никак
не решусь перенять. Отделил какой-то листок...
- Вот, посмотрите... впрочем, постойте, - с ловкостью, граничащей с
неучтивостью, он выхватил у меня листок, на котором я успел увидеть только:
...ВЫ БЫ ОПРЕДЕЛИ ИСКУ ОБЩЕ
ТАЛА ОБЩЕ ДАР НИЯ - ЧТО ЭТО ТА
- Сначала ответьте сами. Будьте любезны: что такое искусство общения?
- Но ведь мы еще не...
- Все равно, отвечайте сходу, что в голову придет.
Желательно одной фразой.
- ...М-м... Ну, допустим, умение соблюдать дистанцию...
- Так, блистательно. Самооценка неустойчива, тревожность высокая...
- Что-что?.. Это вы обо мне?
- Нет, так, вообще. (Он ехидно нахмурился.)
- А вы бы как ответили?
- Посмотрите.
Как бы вы определили искусство общения!
Талант общения, дар общения - что это такое, ло-вашему!
(ответы 23 участников ГИПа)
1. Уверенность в себе. Нужное самочувствие в любом положении, с любым
человеком.
2. Умение слушать и смотреть, непрерывное тонкое ощущение собеседника.
3. Творческая вежливость.
4. Умение себя поставить.
5. Равновесие серьезности с юмором.
6. Быть человеком, ничего больше.
7. Умение управлять людьми незаметно. Скрытое влияние, искусство
внушения.
8. Как во всяком искусстве: ничего лишнего, плюс то самое "чуть-чуть".
9. Хорошая мина при плохой игре. И наоборот.
10. Необъяснимый дар привлекать людей. Обаяние, обаяние!
11. Достоинство, в этом все.
12. То же, что мастерство актера: точность, слов, точность молчания.
Умение играть роль.
13. Никакого искусства, естественность! Искренность.
14. Открытое лицо, скрытые мысли.
15. Непрерывная инициатива в создании психологической атмосферы.
16. Чувство меры.
17. Говорить с каждым на его языке.
18. Ответственность минус навязчивость.
19. Знание правил игры и умение их применять. Всегда видеть на ход
дальше партнера.
20. Умение доверять.
21. Равновесиеэгоизмов.
22. Искусство создавать видимость общения, поскольку общения нет. Все
мы одиноки, дорогой Док, и вы тоже.
23. Любить. Остальное приложится.
- Что скажете? (Пока я читал, на колени мне вспрыгнул
золотисто-опаловый ангорский кот Цинциннат. Котенка с татарскими глазами
подарила Д. С. уже нареченным одна пациентка. Д, С. пришлось удобства ради
сократить его имя, теперь он Циник.)
- Что скажу... Много всего... Мешанина какая-то...
- Ага. Вот именно. Смесь жанров, кто во что горазд, про Фому и про
Ерему. Иного и не могло быть при журналистски-обывательской постановке
вопроса.
- А зачем же вы...
- А зачем вы?! "Что такое общение"... Да все что хотите! Конфликт,
сделка, любовь, поэзия... И ничего, как справедливо гласит ответ номер
двадцать два.
- Так. Значит, и дар, талант общения или как его там - тоже все и
ничего?
- А вот этого я не говорил. Вопрос поставлен в такой
щекочуще-общедоступной форме нарочно. Ответы можно группировать. По
контексту, по подразумеваемымжанрам... Видите: какие-то почти совпадают,
другие соприкасаются, некоторые противоположны. Разные установки, у одних
- вовнутрь, на владение собой, у других - вовне, на овладение другими.
Одни упирают на сторону практическую-первый, двенадцатый, девятнадцатый,
другие - на моральную - шестой, двадцать третий...
- Так это, стало быть, тест?
- Угу. (Не знаю, Читатель, какими буквами передать информацию об этом
утвердительном звуке, обыкновенно издаваемом вместо литературного "да".
"Угу" на бумаге выглядит угрюмо-неправдоподобно, "ага" -
претенциозно-простецки.) Вот именно. Прожективный тест. Для вкладывания
|
|