|
практикуют директора зоопарков, пытаются на общенациональном уровне осуществить
и наши современные правительства — ведь и они хотят, чтобы жизнь их сограждан
была застрахована от любых невзгод и пронизана счастьем от колыбели до могилы.
Достижение этой благородной цели требует, среди всего прочего, систематического
и неустанного воспитания граждан, направленного в сторону непрерывного
повышения уровня их социальной беспомощности. Так что стоит ли удивляться, что
во всем мире все более и более астрономические суммы тратятся на
здравоохранение и прочие многочисленные социальные проекты.
Приведем лишь несколько примеров. Общенациональные расходы на
здравоохранение в Соединенных Штатах возросли с 12,7 млрд. долларов в 1950 году
до 247,2 млрд. в 1980 году, причем расходы только на медикаменты и различные
товары медицинского назначения увеличились за тот же период с 3,7 млрд.
долларов до 19,2. Не менее головокружительный взлет претерпели и расходы на
социальные нужды — они подскочили с 23,5 млрд. долларов в 1950 году до 428,4
млрд. в 1979 году6. Современная статистика Западной Германии — просто чтобы
привести хотя бы один европейский пример — показывает, что ежедневные расходы
на систему здравоохранения составляют 450 млн. западногерманских марок, то есть
в три раза больше, чем в 1950 году. Та же статистика утверждает, что в любой
наугад взятый момент времени в Федеративной Республике Германии можно насчитать
10 млн. больных людей и среднестатистический житель этой страны заглатывает на
протяжении своей жизни 30 тыс. таблеток.
Теперь представим себе на минутку, что со всеми нами будет, если эти цифры
перестанут расти столь головокружительными темпами или — упаси господь! — чего
доброго еще начнут сокращаться. Окажутся под угрозой уничтожения целые
министерства и другие чудовищные бюрократические образования, потерпят
банкротство огромные отрасли промышленности, и миллионы людей останутся без
работы.
В борьбу за предотвращение подобной катастрофы свой скромный, но вполне,
как я надеюсь, реальный вклад призвана внести и эта небольшая книжка.
Современное государство столь остро заинтересовано в непрерывном повышении
степени беспомощности и несчастья своих сограждан, что просто нельзя долее
оставлять выполнение этой важнейшей задачи на попечении хоть и исполненных
благих намерений, но все же недостаточно умелых одиночек. Здесь, как и во всех
других областях человеческой жизни, путь к успеху лежит через государственное
управление и планирование. Конечно, быть несчастным в наше время не проблема,
это доступно каждому. Другое дело — стать несчастным, так сказать, выковать
свое несчастье своими же собственными руками. Здесь мало одного-двух случайных
ударов судьбы или накопленного уже личного опыта — этому надо серьезно учиться.
А между тем полезная и нужная информация крайне скудна, а если и встречается
порой где-то в специальной психологической или психиатрической литературе, то,
как правило, случайно, вопреки воле и намерениям автора. Насколько мне известно,
лишь весьма немногие из моих уважаемых коллег отваживались касаться этой
взрывоопасной темы. Среди достойных похвалы исключений можно назвать
французских канадцев Родольфа и Люка Моризетт, авторов книги «Краткий курс
супружеской герильи»7, Гульельмо Гулотта, написавшего «Комедии и драмы
супружества»8, автора книги «Узлы» Рональда Ланга и автора книги «Маг без
магии»9 Мару Сельвини — известного психолога, которой удалось наглядно показать,
как остро нуждается современная школьная система в ошибках и просчетах
школьных психологов, чтобы менять, ничего не меняя, и с возрастающим успехом
стимулировать изменения в избранном направлении. Нельзя обойти молчанием и
книги моего друга Дэна Гринберга «Как стать еврейской матерью»10 и «Как довести
себя до плачевного состояния»11 — эта важная работа была расценена критиками
как «честный и искренний документ, благодаря которому более ста тысяч читателей
научились влачить существование, по-настоящему лишенное какого бы то ни было
смысла». И наконец, последними — по порядку, но отнюдь не по значению — упомяну
трех наиболее значительных представителей британской школы: речь идет о Стивенс
Поттере, авторе «Полного курса обучения превосходству над другими в любом
деле»12, первооткрывателе «принципа Питера» Лоренсе Питере13 и всемирно
известном авторе закона, названного его именем, Сириле Норткоте Паркинсоне14.
Имея за плечами несколько десятилетий клинической практики, автор надеется
дополнить все эти превосходные исследования вводным практическим пособием, где
собраны самые надежные и действенные приемы, гарантирующие состояние несчастья.
Несмотря на такие обнадеживающие обещания, автор отнюдь не претендует на
создание полного и исчерпывающего учебника — это всего лишь ряд советов и
рекомендаций, которые дадут возможность наиболее одаренным читателям выработать
свой собственный индивидуальный стиль, отвечающий их природным вкусам и
наклонностям.
Глава 1 ГЛАВНОЕ — ВСЕГДА БЫТЬ ВЕРНЫМ СЕБЕ И НИ ЗА ЧТО НЕ СДАВАТЬСЯ
Этот перл мудрости восходит еще ко временам шекспировского «Гамлета» и
связан с именем главного королевского советника Полония. Дабы пояснить значение
этого персонажа для темы нашего повествования, а именно как выковать свое
несчастье своими же собственными руками, напомним, что Полоний умудрился
довести способность сохранять верность самому себе до такого виртуозного уровня,
что в конце концов был «принят за крысу» и пронзен шпагой вместе с ковром, за
которым имел неосторожность спрятаться. Заметим кстати, что, судя по всему, в
Датском королевстве в те времена был еще неизвестен другой перл мудрости,
который гласит, что подслушивание под дверью — отнюдь не самый удачный способ
узнать о себе что-нибудь приятное.
Нам могут возразить, что в данном случае искусство творить собственные
|
|