|
дошло дело, что единственным возможным способом существования стало там полное
отсутствие здравого смысла, или попросту говоря, абсурд. Жители ее — читатель,
вероятно, уже догадался, что речь идет об Австро-Венгерской империи,— приобрели
легендарную известность не только своей неспособностью разумным образом решить
самую ерундовую проблему, но и умением словно по какому-то недосмотру совершать
порой, казалось бы, совершенно невозможное. Ну как иначе объяснить, что Англия,
по утверждению остроумцев, проиграла все сражения, кроме решающих, Австрия же
потерпела поражение во всех битвах, за исключением самых безнадежных. (Впрочем,
чему тут удивляться, если самых почетных военных наград удостаивались те
австрийские офицеры, которые умудрялись вырвать победу в безнадежных ситуациях,
предпринимая в последний момент неожиданные действия, находившиеся в полном
противоречии с первоначальным генеральным планом сражения?)
Некогда огромная империя стала теперь крошечной страной, но абсурд
по-прежнему лежит в основе отношения к жизни ее обитателей, в чем автор этих
строк отнюдь не составляет исключения. Жизнь для них — болезнь безнадежная, но
не такая уж серьезная. Можно ли найти лучших советчиков для тех, кто желает
научиться искусству стать несчастным без посторонней помощи?
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
«...Чего же можно ожидать от человека?.. Да осыпьте его всеми земными
благами, утопите в счастье совсем с головой, так, чтобы только пузырьки
вскакивали на поверхности счастья, как на воде; дайте ему такое экономическое
довольство, чтоб ему совсем уж ничего больше не оставалось делать, кроме как
спать, кушать пряники и хлопотать о непрекращении всемирной истории, так он вам
и тут,— человек-то, и тут,— из одной неблагодарности, из одного пасквиля
мерзость сделает. Рискнет даже пряниками и нарочно пожелает самого пагубного
вздора, самой неэкономической бессмыслицы, единственно для того, чтобы ко всему
этому положительному благоразумию примешать свой пагубный фантастический
элемент. Именно свои фантастические мечты, свою пошлейшую глупость пожелает
удержать за собой...»1
Эти слова принадлежат человеку, которого Фридрих Ницше считал величайшим из
психологов,— Федору Михайловичу Достоевскому. И все же эту мысль можно свести к
банальности, известной еще с незапамятных времен, а именно, что человек весьма
плохо приспособлен к тому, чтобы сносить абсолютное блаженство.
Пожалуй, давно уже настало время расстаться с бабушкиными сказками насчет
того, что, дескать, удача, счастье и удовлетворение — это все, чего следует
желать от жизни. Слишком долго нам твердили — а мы наивно верили,— будто погоня
за счастьем так или иначе ведет к счастью.
Это утверждение выглядит особенно абсурдно, когда мы обнаруживаем, что не в
состоянии даже точно определить, что же, в сущности, означает это самое
пресловутое слово «счастье». «В чем состоит счастье — вот вопрос, который еще с
незапамятных времен не перестает волновать умы,— пишет философ Роберт Шпеман в
своем эссе о счастливой жизни.— Варрон2, а вслед за ним и Августин3 насчитали
ни более ни менее, как двести восемьдесят девять различных точек зрения на
счастье. Всякое человеческое существо желает быть счастливым». И здесь Шпеман
приводит мудрый еврейский анекдот о сыне, который сообщает отцу о своем желании
жениться на девице по фамилии Кац. Отец возражает, ведь у девицы Кац нет
никакого приданого. Сын настаивает, он может быть счастливым только с ней одной.
«Быть счастливым? — изрекает отец.— А что ты от этого будешь иметь?»4
Чтобы возбудить у нас подозрения, достаточно хотя бы краткого экскурса в
мировую литературу. Всякие ужасы, трагедии, преступления, грехи, безумия,
опасности — вот что издавна служило исходным материалом для великих
литературных творений. Ведь в своем «Аде» Данте проявил куда больше
изобретательности, чем в «Рае». То же самое можно сказать и о «Потерянном рае»
Мильтона5, рядом с которым его «Возвращенный рай» выглядит по меньшей мере
пресным. Первая часть «Фауста» вызывает у нас слезы, вторая — зевоту.
Так что хватит дурачить самих себя всякими красивыми историями. Настала
пора честно и прямо поставить вопрос: к чему бы мы все пришли и во что бы
превратились, не будь у нас наших несчастий? Они нам просто чертовски, в полном
смысле слова чертовски, необходимы.
Не в лучшем положении оказались и наши теплокровные собратья из царства
зверей. Вы только посмотрите, к каким катастрофическим последствиям приводит
укрытие и содержание этих прекрасных созданий в зоопарках, где им не грозит
голод, они надежно защищены от опасностей и болезней, включая даже зубную боль.
В результате всех этих забот мы превращаем их в некие звериные подобия
человеческих психопатов и неврастеников.
Наш мир уже буквально наводнен бесчисленными руководствами, советами и
рецептами, которые на все лады учат нас, как стать счастливыми. Пора бросить
спасательный круг и тем обездоленным, кто стремится стать несчастным. До каких
пор психологи и психиатры будут ревностно хранить за семью печатями столь
необходимые этим людям знания о тех процессах и механизмах, которые приведут их
к вожделенному ощущению несчастья?
Следует признать, что на свете существует достаточно много людей, от
природы наделенных талантом самостоятельно мастерить свой маленький
персональный ад. Но ведь еще больше тех, кто нуждается в помощи и поддержке.
Вот для них-то и предназначается эта книга, в надежде, что она послужит им не
только вводным курсом, но и практическим руководством.
Но не надо думать, будто мною движут исключительно альтруистические
побуждения, мой труд продиктован также и соображениями политического и
экономического характера. То же самое, что в весьма скромных масштабах
|
|