Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Психология для Чайников... :: И.С.Кон - В ПОИСКАХ СЕБЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 124
 <<-
 
пространству в ньютоновской физике, мыслилось ими лишь как условие, рамка, 
внешняя среда развития личности. Содержание "самости" казалось либо 
непосредственно данным, или формирующимся в результате самонаблюдения. Но что 
побуждает человека к саморефлексии, каковы критерии его самооценок и почему он 
заостряет внимание на одних аспектах собственного опыта в ущерб другим? 
Эти вопросы постепенно подводили психологов, как уже ранее случилось с 
философами, к пониманию социальной природы "Я". Первым шагом в этом направлении 
было признание, что наряду с природными, телесными компонентами, к осознанию 
которых индивид приходит "изнутри", благодаря развитию органического 
самочувствия, "самость" включает социальные компоненты, источником которых 
является его взаимодействие с другими людьми. Благодаря исследованиям 
американских социальных психологов Д.М.Болдуина, Ч.Кули, Д.Г.Мида, французского 
психолога и психопатолога П.Жанэ, советских ученых Л.С.Выготского и С.Л.
Рубинштейна в проблеме "самости" обнаружилось множество новых аспектов и 
ракурсов. 
Каждый специально-научный подход предлагает специфический угол зрения, вектор, 
под которым рассматривается и конструируется объект. В зависимости от контекста,
 исследовательских задач и методологических ориентации "самость" описывается: 
1. как субъект сознания и деятельности, или как объект, продукт и отражение; 
2. как субстанциальная, онтологическая реальность или как мысленный конструкт, 
создаваемый исследователем; 
3. как единое системное целое или как совокупность элементов, черт, измерений; 
4. как структура или как процесс; 
5. как интраиндивидуальное, имманентное личности, или как интерсубъективное, 
возникающее в процессе взаимодействия субъектов образование и т.д.
Эти формально-методологические параметры тесно связаны с содержательными 
парадигмами соответствующих психологических теорий, причем за каждой парадигмой 
стоят не только разные ответы, но и разные вопросы [45]. 
В бихевиоризме "самость" рассматривается как поведенческая категория, которую 
можно уловить только в действиях, поступках. Когнитивная психология считает 
"самость" познавательной схемой, благодаря которой индивид перерабатывает 
информацию о себе, организуя ее в особые понятия и образы. Психоанализ и 
эго-психология видят в "самости" мотивационный феномен, основу которого 
составляют влечения и потребности. Для интеракционизма (от interaction – 
"взаимодействие") "самость" – продукт межличностного взаимодействия и 
коммуникации. Экзистенциальная психология усматривает сущность "самости" в 
процессах самоактуализации, актах творчества и т.д. 
С этими различиями в понимании "самости" связана и специальная терминология. 
Например, хотя в психоанализе З.Фрейда категории "Я", "сверх-Я" и "Я-идеал" 
занимают очень важное место, они не рассматриваются как структурные элементы 
личности. Понятия "самость", с одной стороны, "Я", "сверх-Я" и "Оно" – с другой,
 "личность" и "идентичность" с третьей, относятся к разным уровням абстракции 
[46]. "Я", "сверх-Я" и "Оно" – элементы того, что Фрейд называет "психическим 
аппаратом", относит к интра-психическим структурам. Понятия "личность" и 
"идентичность" для психоанализа не специфичны. "Самость" же обозначает 
содержание психики. Фрейд вообще редко употреблял слова "личность" и "самость", 
за отношениями "Я" и "Оно" у него стоят не все личностные процессы, а только 
взаимосвязи сознания и бессознательного. 
Когда основателю аналитической психологии К.Г.Юнгу потребовалось выйти за рамки 
этой взаимосвязи, он был вынужден существенно расширить концептуальный аппарат 
и заново определить некоторые старые психоаналитические понятия. Наряду с "Я" 
(эго) как субъектом сознания Юнг выделяет "самость" как субъект "тотальной 
психики", включающей и сознательное и бессознательное. Термина "личность" Юнг, 
как и Фрейд, старается избегать; зато вводит несколько новых категорий, 
подчеркивающих многоликость и многоуровневость "самости". "Тень" характеризует 
ее негативную сторону – все низменное, животное, примитивное, что дремлет на 
дне души. "Лицо" маска, которую индивид выставляет напоказ, для других, чисто 
объектное отношение, за которым скрыта подлинная индивидуальность. "Душа" – 
внутренняя сторона личности, в противоположность внешней, "Персоне", существует 
как женское начало – "Душа" (Anima) и мужское начало – "Дух" (Animus), причем в 
первом сильнее выражен Эрос, а во втором – Логос. 
Неоднородна и терминология неофрейдистов. Так, основатель "межличностной теории 
психиатрии" Г.С.Салливэн различает "личность", то есть "относительно устойчивый 
образец повторяющихся межличностных ситуаций, которые характеризуют 
человеческую жизнь", и динамическую "систему самости", участвующую "в 
поддержании чувства межличностной безопасности" [47]. При этом он не считает 
"самость" особой структурой, наподобие "Я" или "Оно". Э.Эриксон различает в 
становлении "идентичности" или "эго-идентичности" глубинные моменты, связанные 
с формированием синтезирующей функции "Я", и моменты, связанные с интеграцией 
различных "образов самости" [48]. 
Если отвлечься от чересполосицы теорий и терминов, главные вопросы психологии 
"самости" могут быть сведены к следующим трем: 
1. Объектно-онтологический вопрос: в чем состоит и чем поддерживается 
постоянство индивидуального бытия? 
2. Субъектно-деятельностный вопрос: как формируются и функционируют психические 
механизмы саморегуляции, каковы источники и резервы индивидуальной активности? 
3. Когнитивно-гносеологический вопрос: как формируется и какие функции 
выполняет самосознание индивида, его представления о самом себе? Есть еще 
аксиологический вопрос, выходящий за рамки собственно психологии: какую 
ценность для индивида и общества представляют такие явления, как личное 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 124
 <<-