|
представить себе человека живущим не просто "в мире", а в мире историческом, в
контексте определенных и вместе с тем противоречивых и изменчивых общественных
отношений, продуктом и субъектом которых он является.
Это было впервые осуществлено Марксом и Энгельсом. К.Маркс разделяет мнение
Фейербаха, что человеческое "Я" формируется в общении, через общение: "...
человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к
человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому
себе как к человеку" [38]. Однако Маркс решительно против сведения генезиса "Я"
к непосредственному межличностному общению. В реальном процессе общения другой
человек выступает не просто как случайный индивид, а как "форма проявления рода
"человек" [39], то есть как воплощение общества. "...Сущность "особой личности"
составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а
ее социальное качество..." [40] К.Маркс расширил круг подлежащих анализу
отношений, поставив взаимодействие более или менее случайных или связанных
только личными узами "Я и Ты" в связь с социальной структурой общества, в
рамках которой и по отношению к которой складываются эти дуальные отношения.
Кроме того, Маркс рассматривает взаимодействие людей как содержательное,
осуществляемое в процессе совместной деятельности, ведущую роль в которой
занимает предметная деятельность, труд. В отличие от животного, которое
непосредственно – тождественно со своей жизнедеятельностью, отношение человека
к природе опосредствуется орудиями труда. Создавая предметы, которых не дает в
готовом виде природа, человек как бы удваивается, объективируя себя в созданных
им вещах, и тем самым получает возможность различать себя как деятеля от
продуктов и результатов собственной деятельности. Отсюда – дифференциация
понятий "Я" и "мое" и необходимость самопознания, которое является "первым
необходимым условием свободы" [41]. По В.И.Ленину, "стремление реализировать
себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире и
осуществить (выполнить) себя" [42] общее для всех людей.
Но индивидуальная жизнедеятельность неразрывными узами связана с историческим
процессом развития общества, разделением общественного труда и социальных
функций. Социальное и индивидуальное, вещное и личное, детерминизм и свобода –
диалектические противоположности, которые одновременно отрицают и предполагают
друг друга. Маркс пишет: "Прежде всего следует избегать того, чтобы снова
противопоставлять "общество", как абстракцию, индивиду. Индивид есть
общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни – даже если оно и не
выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с
другими, проявления жизни, – является проявлением и утверждением общественной
жизни. Индивидуальная и родовая жизнь человека не являются чем-то различным,
хотя по необходимости способ существования индивидуальной жизни бывает либо
более особенным, либо более всеобщим проявлением родовой жизни, а родовая жизнь
бывает либо более особенной, либо всеобщей индивидуальной жизнью" [43].
Таким образом, в дополнение к гносеологическим, логическим, онтологическим,
метафизическим и этическим аспектам проблемы "Я" вводится новая,
социально-историческая перспектива, в свете которой требуют пересмотра и
прежние вопросы.
Во второй половине XIX в. философская теория сознания и личности дополняется
психологическими исследованиями.
Перевод философской проблематики на язык эмпирической науки на первый взгляд
кажется простой конкретизацией. В психологии и социологии личности трудно найти
идеи, которые уже раньше в более общей форме не обсуждались бы философами, а их
заземление кажется подчас опошлением. Однако переход на другой уровень
абстракции – не деформация, а трансформация первоначальной проблемы, в которой
обнаруживаются новые аспекты и ракурсы.
Психология второй половины XIX в. знает два полярных подхода к проблеме
личности и ее самосознания. Психологи-персоналисты, утверждающие
субстанциальность, нематериальность, несводимость и необъективируемость "Я",
видят в нем воплощение души или свободной воли, которая открывается только в
акте интроспекции, на основе непосредственного переживания. Сторонники этой
ориентации, например Т.Липпс, считают "Я" первопричиной всех сознательных
действий, а самосознание – основой личности.
Представители детерминизма в психологии, напротив, отвергают идею
субстанциального творящего "Я", утверждая, что "действия наши управляются не
призраками вроде разнообразных форм я, а мыслью и чувством", подчеркивая
"роковую зависимость человеческих поступков от условий внешней и внутренней
среды..." [44].
Но какова природа этого детерминизма и на основе каких психических процессов
складывается у индивида представление о себе как "Я"? Подобно
философам-сенсуалистам, психологи XIX в. не выходят из рамок индивидуального
опыта, хотя и подчеркивают разные его аспекты. Так, Дж.Ст.Милль связывал
становление "Я" с памятью о совершенных действиях. По мнению Ч.Пирса, "идея Я"
возникает у ребенка вследствие ассоциации факта перемещения вещей с движением
собственного тела, которое осознается как причина перемещения. В. Вундт
трактует "Я" как чувство связи всех индивидуальных психических переживаний,
придавая особое значение в его генезисе кинестетическим (двигательным)
самоощущениям.
Выяснение связи самосознания с онтогенезом произвольных движений, самоощущений
и т. п. положило начало важному направлению психологии развития. Однако этот
подход оставлял в тени социальные предпосылки развития личности.
Хотя уже авторы классических робинзонад, тем более психологи XIX в. прекрасно
понимали, что человек живет в обществе и зависит от него, общество, подобно
|
|