|
живой, деятельный индивид, и его жизнь состоит в созидании своей
индивидуальности как для себя, так и для других, в том, чтобы выражать и
проявлять себя" [30]. Не менее резко Гегель возражает и эмпирикам, пытавшимся
свести проблему "Я" к познанию индивидом своей собственной единичности. В
ситуации такого эмпирического самопознания "мы видим только некую ограниченную
собой и своим мелким действованием, себя самое высиживающую, столь же
несчастную, сколь скудную личность" [31]. Для Гегеля самосознание – аспект или
момент деятельности, в ходе которой индивидуальное сливается с общим, так что
появляется "Я", которое есть "Мы", и "Мы", которое есть "Я" [32]. Гегель
выделяет три главные ступени развития самосознания, соответствующие степеням
зрелости субъекта и характеру его взаимодействия с миром.
Первая ступень, "единичное самосознание", есть лишь осознание собственного
существования, своей тождественности и отличия от других объектов. Такое
осознание себя как некой самостоятельной единицы необходимо, но очень узко; оно
неизбежно оборачивается признанием своей недостаточности и ничтожности в
сравнении с безграничностью окружающего мира, следствием чего является ощущение
разлада с миром и стремление к самореализации. Эту ступень развития
самосознания Гегель называет "вожделеющим самосознанием".
Вторая ступень, "признающее самосознание", предполагает возникновение
межличностного отношения: человек осознает себя существующим для другого.
Сталкиваясь с другим, индивид узнает в этом другом присущие ему самому черты,
благодаря чему собственное "Я" приобретает для него новизну и привлекает
внимание. Сознание своей единичности перерастает, таким образом, в сознание
своей особенности. Фундаментальным психическим процессом оказывается взаимное
признание. Процесс этот не сводится, однако, к мирному психическому контакту,
Гегель считает его принципиально конфликтным, связывая его с отношениями
господства и подчинения. Психологически это прежде всего сознание различий.
Третья стадия, "всеобщее самосознание", означает, что взаимодействующие
"самости", благодаря усвоению общих принципов "семьи, отечества, государства,
равно как и всех добродетелей – любви, дружбы, храбрости, чести, славы" [33],
осознают не только свои различия, но и свою глубокую общность и даже тождество.
Эта общность составляет "субстанцию нравственности" и делает индивидуальное "Я"
моментом, частью объективного духа.
Развитие самосознания, таким образом, предстает закономерным стадиальным
процессом, этапы которого соответствуют как фазам индивидуального жизненного
пути человека, так и этапам всемирной истории. Гегель подчеркивает, что индивид
открывает свое "Я" не путем интроспекции, а через других, в процессе общения и
деятельности, переходя от частного к общему.
Однако гегелевская схема остается идеалистической и абстрактной. Гегель не
придает самостоятельного значения конкретной индивидуальности; цель воспитания
он усматривает в том, чтобы сглаживать индивидуальные особенности, подводя дух
"к знанию и хотению всеобщего" [34]. Всеобщее выступает у Гегеля в
метафизической форме абсолютной идеи. Всеобщее как бы снимает, поглощает
единичное, делает его несущественным. Но как быть с конкретным индивидом из
плоти и крови, существование которого протекает в определенных, специфических
условиях места и времени? Каковы его права и возможности? Обладает ли он своей
собственной волей, которую может противопоставить воле государственной?
В противоположность классическому идеализму, доказывающему субъектность,
принципиальную несводимость "Я", Фейербах подчеркивает производность
самосознания от материальных условий. Прежде всего, он восстанавливает в правах
забытое идеалистами "телесное" начало. "Исходной позицией прежней философии
являлось следующее положение: я – абстрактное, только мыслящее существо; тело
не имеет отношения к моей сущности; что касается новой философии, то она
исходит из положения: я – подлинное, чувственное существо: тело входит в мою
сущность; тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность"
[35].
Из "телесности" "Я" вытекает, что оно не только активно, но и пассивно,
испытывая ряд внешних воздействий. Органически включенное в мир, "Я" не
абсолютно, а относительно. "Моя сущность не есть следствие моей воли, а,
наоборот, моя воля есть следствие моей сущности, ибо я существую прежде, чем
хочу, бытие может существовать без воли, но нет воли без бытия" [36]. Если
реальное бытие человека зависит от множества объективных условий, то его "Я"
неизбежно будет множественным: в печали оно иное, чем в радости, в состоянии
страсти иное, чем в состоянии равнодушия.
Поэтому ни индивидуально-эмпирическое, ни "чистое" (логическое) "Я" не может
быть исходным принципом философии. "...Идеализм прав в своих поисках источника
идей в человеке, но не прав, когда он хочет вывести идеи из обособленного,
замкнутого существа, из человека, взятого в виде души, одним словом, когда он
хочет вывести их из Я без чувственно данного Ты... Человеческая сущность налицо
только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь
на реальность различия между Я и Ты" [37].
Хотя "Я" кажется полностью внутренним, оно по самой сути своей диалогично; оно
не просто раскрывается, но порождается в процессе общения, причем не только
интеллектуального, но и чувственного. Истинная диалектика "Я и Ты", полнее
всего, по Фейербаху, раскрывается в любви, составляющей также и основу
нравственности.
Но, сводя источник самосознания к дуальному, парному общению, Фейербах оставил
вне рассмотрения общесоциальные компоненты, присутствующие, хотя и в
абстрактной форме, в гегелевском "всеобщем самосознании". Индивидуальное и
социальное снова оказываются разобщенными. Чтобы связать их, нужно было
|
|