Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Психология для Чайников... :: И.С.Кон - В ПОИСКАХ СЕБЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 124
 <<-
 
Творческий стиль жизнедеятельности становится ныне не просто насущной 
общественной потребностью, но и неотъемлемым требованием социалистического 
образа жизни. А поскольку творческий подход не может сформироваться без 
активного участия самой личности, без самовоспитания, школа, вузы, трудовые 
коллективы, общественные организации призваны всемерно поддерживать и развивать 
инициативу и самодеятельность людей, воспитывать у них чувство ответственности, 
личной причастности к тому, что происходит вокруг. Ведь, как мудро заметил В.А.
Сухомлинский, истинное воспитание "совершается только тогда, когда есть 
самовоспитание. А самовоспитание – это человеческое достоинство в действии..." 
[49]. 
В том же ключе нужно воспринимать и нарастание в обществе развитого социализма 
теоретического интереса к проблеме личности. Так, в 1983 г. отечественная 
философия обогатилась монографией Д.И.Дубровского "Проблема идеального", дающей 
содержательный анализ структуры субъективной реальности, а психология – 
монографией В.В.Столина "Самосознание личности", в которой детально 
рассматриваются основные уровни и единицы самосознания, когнитивные и 
эмоциональные составляющие смысла "Я" и их значение для психологической помощи 
и психотерапии. Важные идеи содержатся в посмертно опубликованных трудах А.Н.
Леонтьева, книге К.Муздыбаева "Психология ответственности" и т.д. 
Существенно, однако, не столько увеличение количества работ, сколько изменение 
в расстановке теоретических акцентов. В общетеоретическом, философском плане 
личность всегда рассматривалась в марксистской науке не как объект, а как 
субъект деятельности, как активно – деятельное, творческое существо. Но в 
большинстве социологических и психологических исследований эта установка 
оставалась в известной мере декларативной. Факторы, детерминирующие характер и 
поведение личности, и психические механизмы, посредством которых индивид 
усваивает разные влияния и социальные нормы (интериоризация), анализировались 
более глубоко, нежели собственная творческая активность, самосознание и 
процессы самоосуществления личности. Отсюда – и некоторая разобщенность 
эмпирических наук о человеке и этики. 
Сегодня положение изменилось. Социологи и психологи уже не просто декларируют 
активность личности, но и описывают их не столько через то, что в нее "входит", 
столько через то, что она сама создает. Отсюда интерес к субъективной 
реальности, внутреннему миру, переживаниям и смысловым образованиям личности, 
включая ее самосознание, компоненты рефлексивного "Я" и т.д. 
И в данной книге, как читатель мог уже заметить, личность рассматривается не 
столько "снаружи", сколько "изнутри", не как данность, а как поиск, не как 
нечто сотворенное, а как нечто творящее. 
При всем многообразии социально-исторических, культурных канонов личности, 
варьирующихся в зависимости от уровня социально-экономического развития и 
специфических черт того или иного общества, человеческое "Я" есть всегда сплав 
индивидуально-неповторимого с всеобщим. Его содержание и ценность неотделимы от 
тех социально-нравственных идей и принципов, которые индивид выбирает, 
утверждает и реализует в своей жизнедеятельности. 
Какова же психология "поиска себя" и самореализации? Сохраняет ли личность 
постоянство своей структуры и качеств, включая самоосознание, на протяжении 
всего своего жизненного пути, или это ей только кажется? Как меняются наши 
представления о себе на разных стадиях индивидуального развития? По каким 
законам происходит самопознание и насколько объективны его результаты? Каковы 
структура и функции образов "Я", что такое личная самостоятельность и от чего 
зависит самоуважение? Как формируются моральные инстанции личности, насколько 
свободен ее реальный нравственный выбор и каковы пределы личной 
ответственности? 
Этим вопросам посвящена вторая часть книги. 
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> 



ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СТАHЬ ТЕМ, ЧТО ТЫ ЕСТЬ
Глава первая
ИЗМЕHЧИВОЕ ТОЖДЕСТВО


Постоянство личности: миф или реальность?
Как мир меняется! И как я сам 
меняюсь! 
Лишь именем одним я называюсь, – 
На самом деле то, что именуют мной, – 
Не я один. Нас много. Я – живой. 

Н.Заболоцкий 
Идея личного тождества, постоянства основных черт и структуры личности – 
центральный постулат, аксиома теории личности. Но подтверждается ли эта аксиома 
эмпирически? В конце 60-х годов американский психолог У.Мишел, проанализировав 
данные экспериментальной психологии, пришел к выводу, что нет [1]. 
Так называемые "черты личности", устойчивость которых измеряли психологи, не 
особые онтологические сущности, а условные конструкты, за которыми нередко 
стоят весьма расплывчатые поведенческие или мотивационные синдромы, причем 
различение постоянных, устойчивых "черт" и изменчивых, текучих психологических 
"состояний" (застенчивость – устойчивая черта личности, а смущение или 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 124
 <<-