Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Психология для Чайников... :: И.С.Кон - В ПОИСКАХ СЕБЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 124
 <<-
 
самостоятельную работу мысли, развитое моральное сознание и самосознание. 
"Отрицательное" определение свободы как отсутствия тех или иных препон и 
ограничений, наличия потенциальной возможности выбора отражает лишь одну, 
наиболее простую сторону проблемы свободы. К.Маркс подчеркивал, что человек 
"свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а 
вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность..." [44].
 Но как узнать, в чем заключается твоя "истинная индивидуальность" и как 
совместить свои потребности с интересами и потребностями других людей? 
Социализм предполагает постоянный процесс усложнения и возвышения уровня 
человеческих потребностей. Человек нового общества – это, по словам Маркса, 
"человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в 
котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, 
как нужда" [45], Иными словами, потребность не просто существовать, а быть 
самим собой, состояться как личность, которая раньше осознавалась лишь 
ограниченной элитой (даже самое понятие личности было, как мы видим, элитарным),
 теперь становится все более и более всеобщей. Пока человек живет в рабстве и 
нужде, его духовные силы концентрируются на том, как выжить. На более высоких 
стадиях развития личности вперед выходит вопрос – зачем? 
На заре строительства социализма в СССР находились теоретики, которые писали, 
что рост материального благосостояния в сочетании с принципом коллективизма 
"избавит" личность от сложной и мучительной рефлексии, размышлений о смысле 
жизни и своего собственного существования. Какие сомнения и "муки совести" 
могут быть у человека, строящего коммунизм? 
В противоположность этим вульгаризаторам, Максим Горький считал, что духовная 
жизнь человечества, пережившего целую серию грандиозных социальных катаклизмов, 
будет и далее усложняться. В 1926 г., работая над "Жизнью Клима Самгина" и 
формулируя одну из главных тем романа, он писал, что не через сто лет, а 
гораздо раньше люди "обязаны и принуждены будут взглянуть в свой внутренний мир,
 задуматься – еще раз – о цели и смысле бытия... Вообразите, что будет, если 
десятки и сотни тысяч людей воспылают страстью догадаться не о том, как удобнее 
жить, а о том – зачем жить" [46]. 
Поиск смысла жизни издавна считался специфической потребностью юношеского 
возраста. Но сегодня о критериях "подлинного" и "неподлинного" жизненного 
успеха, о смысле творчества и своем месте в жизни спорят на страницах "Правды", 
"Известий", "Литературной газеты" не зеленые юнцы, а взрослые, занятые люди, 
чей жизненный путь, казалось бы, давно и окончательно сложился. И это не 
праздный, ленивый интерес от нечего делать. 
Задачи, стоящие перед человечеством, увеличиваются по мере роста его могущества.
 А это значит, что и каждый отдельный человек начинает нуждаться в качествах, 
которые раньше были присущи немногим. Содержание социальной активности человека,
 живущего в сложном, динамичном, быстро меняющемся обществе, не может быть 
запрограммировано консервативной системой воспитания. Чтобы не потеряться в 
сутолоке будней и потоке противоречивой информации, индивид должен обладать 
устойчивым внутренним мотивационным ядром, способным выдерживать высокие 
информационные нагрузки и быстрые изменения среды, не теряя своей идентичности, 
и одновременно большой психологической гибкостью, лабильностью, позволяющей и в 
зрелых возрастах не только усваивать новую информацию, но и самому 
продуцировать нечто новое. Без этого человек обречен на отставание от жизни. 
Его мышление должно быть открыто и обращено к миру, частицей которого он 
является, и в то же время не быть конформистским, не подстраиваться под других, 
ибо нивелирование человеческих индивидуальностей неминуемо превращает общество 
в муравейник. Человек должен быть организованным и дисциплинированным, так как 
без этого невозможно функционирование сложной системы социальных взаимосвязей, 
и вместе с тем творчески смелым и инициативным, поскольку всякая новая мысль 
рождается в чьей-то индивидуальной голове и лишь со временем усваивается 
другими. 
Недаром в партийных решениях последних лет, в частности в материалах июньского 
(1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, настойчиво подчеркивается 
необходимость повышения, с одной стороны, общественной дисциплины, 
организованности и коллективизма, а с другой – индивидуальной инициативы и 
сознания личной ответственности; на это же нацелены и многие практические 
мероприятия КПСС и Советского государства. Так, в принятом в июне 1983 г. 
Законе "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, 
учреждениями, организациями" записано, что в противоположность буржуазным 
суррогатам "коллективности" в социалистических трудовых коллективах "совместный 
труд осуществляется на началах товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, 
обеспечивается единство государственных, общественных и личных интересов, 
утверждается принцип ответственности каждого перед коллективом и коллектива за 
каждого работника" [47]. Предусмотренное законом расширение прав трудовых 
коллективов ориентирует на значительный рост творческой инициативы трудящихся в 
самых массовых первичных ячейках социалистического самоуправления, в которых 
протекает большая часть жизни каждого советского человека. 
Задача воспитания социальной активности занимает центральное место в Основных 
направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, одобренных 
апрельским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС и Верховным Советом СССР: "Чтобы 
советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, каждое 
новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и 
общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, 
можно сказать, закон социального прогресса" [48], – было подчеркнуто на Пленуме.
 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 124
 <<-