Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Психология для Чайников... :: И.С.Кон - В ПОИСКАХ СЕБЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 124
 <<-
 
как и "человеческое"... Положительное выражение "человеческий" соответствует 
определенным, господствующим на известной ступени развития производства 
отношениям и обусловленному ими способу удовлетворения потребностей, – подобно 
тому как отрицательное выражение "нечеловеческий" соответствует попыткам 
подвергнуть отрицанию внутри существующего способа производства эти 
господствующие отношения и господствующий при них способ удовлетворения 
потребностей, попыткам, которые ежедневно всё вновь порождаются этой же самой 
ступенью производства" [35]. 
Всякое человеческое общество, какова бы ни была его форма, есть "продукт 
взаимодействия людей" [36]. "...Именно личное, индивидуальное отношение 
индивидов друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов создало – и 
повседневно воссоздает существующие отношения" [37]. В.И.Ленин подчеркивал, что 
"социолог-материалист, делающий предметом своего изучения определенные 
общественные отношения людей, тем самым уже изучает и реальных личностей, из 
действий которых и слагаются эти отношения" [38]. 
В общефилософском плане это означает, что личность, ее внутренний мир и 
самосознание не существуют и не могут быть поняты вне конкретной системы 
общественных отношений, образа жизни и т.д. 
Но личность не пассивный продукт, а субъект общественного развития. Недооценка 
индивидуально – личностных моментов истории делает абсолютно невозможным 
понимание общественного развития как процесса обновления. По справедливому 
замечанию М.С.Козловой, "только через суммарное, надындивидуальное, массовидное 
социум как развивающаяся система не живет... Расшатывание стереотипов, 
формирование новых идей, открытия, нетривиальные, вначале непривычные идеи, 
представления, способы действия непременно связаны с человеческими 
индивидуальностями" [39]. 
Апелляция к творческой активности народных масс и составляющих эти массы 
личностей – альфа и омега ленинской теории социалистической революции. Как не 
раз подчеркивал В.И.Ленин, индивид не может быть свободен от общества, а мера 
его свободы в обществе зависит от вполне конкретных социальных условий, включая 
и его собственную жизнедеятельность. 
Человеческая индивидуальность не есть нечто фиксированное, что можно познать 
путем "вычитания" из личности всех ее социально-групповых характеристик, а 
тотальность индивидуального бытия. Если при капитализме эта тотальность 
деформирована и индивид определяет свое "Я" главным образом отрицательно, 
отделяя себя от остальных людей и своей собственной общественной деятельности, 
воспринимая свои "социальные роли" как нечто внешнее, заданное, чуждое, то 
объясняется это прежде всего социологически, тем, что общественные отношения 
индивидов отчуждаются от них и господствуют над ними как посторонняя, внешняя 
сила. 
Преодоление этого отчуждения имеет целый ряд теоретических предпосылок. 
Во-первых, человеческое "Я" должно быть понято как деятельное, социально 
активное, а не как пассивно-страдальческое, ограниченно-рефлексивное. 
Во-вторых, оно должно быть понято не как нечто изолированное, а в его единстве 
с коллективным, общественным "Мы". 
В-третьих, нужно "преобразовать общество так, чтобы каждый его член мог 
совершенно свободно развивать и применять все свои способности и силы..." [40] 
Социализм предполагает не только отмену частной собственности, но и более 
высокий, чем при капитализме, уровень производительности труда, уничтожение 
всех классовых и групповых привилегий, высокий уровень материального 
благосостояния и, наконец, новое качество жизни, включая новое отношение к 
труду, общественной собственности и другим людям. 
Такое глубокое революционное преобразование общества не может быть осуществлено 
сверху или извне. Освобождение человека есть его самоосвобождение. Оно 
осуществляется постепенно, в меру развития социальной активности масс, в ходе 
которой преобразуются и собственные качества личности. 
Коренной принцип нового общества: "...свободное развитие каждого является 
условием свободного развития всех" [41] предполагает всестороннюю товарищескую 
взаимопомощь, коллективизм и такое же всестороннее самораскрытие индивидуальных 
сущностных сил человека. Коммунистическое общество не устраняет ни необходимого 
структурирования общественной деятельности, делающего ее результаты автономными 
от произвола отдельных индивидов, ни сложности индивидуального самосознания, но 
оно облегчает гармоническое сочетание "Я" и "Мы". 
Марксистский гуманизм – не просто теоретическая программа. За ним стоит 
реальный практический опыт развитого социализма. Конституция СССР подчеркивает, 
что социализм – это общество, в котором "складываются все более благоприятные 
условия для всестороннего развития личности", "общество, законом жизни которого 
является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех" [42]. 
Единство прав и обязанностей на уровне общества дополняется единством убеждений 
и поступков на уровне личности. Важнейшие черты социалистического типа личности 
включают, во-первых, признание целей и принципов коммунистической идеологии, 
первенства общественных интересов; во-вторых, восприятие труда на благо 
общества как высшего смысла жизни, способа утверждения собственного достоинства,
 развития своих способностей; в-третьих, принятие в качестве основных норм 
общения с другими людьми принципов коллективизма, солидарности, 
интернационализма [43]. Эти социальные черты и принципы социалистического 
канона личности постепенно становятся важнейшими критериями индивидуальных 
оценок и самооценок все большего числа людей. 
Однако превращение социальной нормы в эффективный мотив индивидуального 
поведения не может быть автоматическим, оно предполагает непременную 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 124
 <<-