|
стабилен, относительно статичен и мыслится как совокупность и некоторый синтез
социальных ролей.
Модус С ("рефлексивное Я") переносит центр тяжести на субъективные свойства,
вкусы и диспозиции, относительно независимые от конкретных социальных ситуаций
(типа "Я счастливый человек" или "Я люблю хорошую музыку"). Он отличается
текучестью и не зависит от "внешних" социальных ролей, каждая из которых
постоянно оценивается личностью, стоящей как бы рядом с ними.
Модус D ("океаническое Я") является расширяющимся центробежным, это обращенное
вовне "макро-Я", основанное на универсальных ценностях, абстрактных идеях,
трансцендентных процессах или духовно-мистическом откровении. Поэтому оно и
называется "океаническим". Представители этого модуса описывают себя наиболее
абстрактно, в суждениях, вообще не подразумевающих какой-либо жесткой
детерминации ("Я – живое существо" или "Я – песчинка на берегу времени").
Именно "океанический" тип, полагает Зурхер, лучше всего отвечает потребностям
современного развития. По мнению Зурхера, в ходе индивидуального развития
самосознание проходит все четыре модуса: сначала формируется модус А, потом В,
затем С и, наконец, Д. Но их соотношение у разных индивидов различно. Зурхер
предполагает, что это связано также с исторической эволюцией общества. На
ранних стадиях общественного развития, когда люди ведут суровую борьбу с
природой за выживание, должен был преобладать модус А. По мере усложнения
социальной структуры и разделения труда на первый план выступает модус В,
который в дальнейшем, по мере ускорения темпов развития и усложнения жизни
общества, уступает место модусу С. В современных условиях стремительного
научно-технического прогресса и культурного обновления наиболее адаптивным
кажется модус Д, "меняющееся Я".
Однако совмещение индивидуально-личностных типологий, рассчитанных на сравнение
эмпирически зафиксированных психических свойств, и социальных типов,
предположительно порождаемых той или иной исторической эпохой, методологически
сомнительно уже потому, что первые претендуют быть аналитическими и
описательными, а вторые являются синтетическими и ценностно-нормативными.
Проблематична и оценка степени адаптивности и конкретного идеологического
содержания этих "модусов".
Смена протестантской "этики самоотречения" "этикой самоосуществления", как
назвал ее американский социолог Д.Янкелович, – явление довольно массовое. Жажда
самоосуществления сегодня в большей или меньшей степени характерна, по
подсчетам Янкеловича, для 80% взрослых американцев [32]. Но в чем они видят это
самоосуществление?
"Изменчивое Я" резко противопоставляется традиционному буржуазному идолу
"сильной личности", которая гордилась своей устойчивостью, трудовыми и
социальными достижениями, с презрением относилась к "человеку-потребителю".
"Этика самоосуществления", зиждущаяся на абсолютизации спонтанных эмоциональных
переживаний, социально расплывчата и не опирается на твердые
социально-нравственные императивы. С одной стороны, она как будто освобождает
личность от порабощающего ее накопительства, погони за вещами, престижем и
другими "внешними" ценностями. С другой стороны, "упоительный взгляд внутрь",
характерный для религиозно-философских исканий американцев 70-х годов,
оборачивается на практике предельно эгоистическим нарциссизмом и социальной
безответственностью; как сказал американский публицист К.Лэш, их "преобладающая
страсть – желание жить моментом, жить для себя, а не для своих предшественников
или потомства" [33].
В современной ситуации, перед лицом угрозы ядерной войны и усугубляющегося
экологического кризиса, человечество просто не может позволить себе такой
беспечности. По словам президента Римского клуба А.Печчеи, человек сегодня
стоит перед дилеммой: "...либо он должен измениться – как отдельная личность и
как частица человеческого сообщества, – либо ему суждено исчезнуть с лица
Земли" [34].
Романтическая антитеза "личность или общество" принципиально не имеет решения,
заводя в тупик и социологическую теорию, и индивидуальное самосознание. И
марксистско-ленинская стратегия освобождения человека начинается именно с
теоретического преодоления этой антитезы.
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Марксистский гуманизм
...Развитие способностей рода "человек",
хотя оно вначале совершается за счет
большинства человеческих индивидов
и даже целых человеческих классов,
в конце концов разрушит этот антагонизм
и совпадет с развитием каждого
отдельного индивида...
К.Маркс
К. Маркс начинает с того, что отвергает исходную посылку всех
индивидуалистически-романтических теорий, а именно – идею абсолютной
онтологической противоположности "Я" и общества. Безличное общество и
уникальное "Я-в-себе" – только фикции определенным образом ориентированного
сознания.
"...Так называемое "нечеловеческое" – такой же продукт современных отношений,
|
|