|
ведет к бессмертию" [20].
Множественное "Я" не допускает однозначного толкования и не может быть ни
объективировано, ни описано извне.
Уже позитивистски натуралистическая психология практически устранила
субстанциальное "Я", ограничив свою задачу изучением отдельных компонентов и
образов самосознания.
Превращение "самости" в объект не могло не вызвать протеста со стороны
сторонников экзистенциального подхода к личности. По словам Киркегора,
"самость" – "абстрактнейшая из всех вещей и одновременно самая конкретная,
потому что она свобода" [21].
Экзистенциальная трактовка "Я" противостоит его овеществлению. "Человек как
целое необъективируем, подчеркивает К.Ясперс. – Поскольку он объективируем, он
есть предмет... но в качестве такового он никогда не есть он сам" [22].
Согласно Ясперсу, в наивном наличном бытии человек действует, мыслит и верит,
"как все". Однако, поворачиваясь от мира вещей к самому себе, он воспринимает
свои мотивы и чувства прежде всего с точки зрения того, сохраняется ли в них
его чистота и подлинность. А поскольку любые объективации "Я" могут быть только
частичными, личность может определить себя лишь отрицательно: "Я" не в моем
теле, не в моих достижениях, не в моих чаяниях и т.д.
По Хайдеггеру, "Я" – нечто, что "высказывается" в нас, оставаясь в то же время
постоянно неизреченным и невысказанным. По Сартру, "Я" (ego) – не реальный
субъект, а некоторая спроектированная в мир спонтанная возможность сознания
[23].
Французский психоаналитик Ж.Лакан считает, что субъект не обладает автономным
существованием и проявляет себя только в интерсубъективном диалоге с другим,
причем смысл того, что говорится, зависит столько же от говорящего, сколько от
слушателя.
Такое радикальное упразднение онтологической реальности "Я" с точки зрения
обыденного сознания выглядит парадоксом. Однако попробуем взглянуть на проблему
в ином ракурсе, например с точки зрения авторства литературных текстов [24]. Мы
привыкли думать, что автор любого текста – "реальное лицо", которое
онтологически предшествует своему творению. Но всегда ли можно определить
индивидуальное авторство? Разве история науки не пестрит спорами о приоритете,
об авторстве идей и открытий? Дело не только в коллективности творчества и
одновременном открытии разными людьми одних и тех же явлений. Кто, например,
автор "Воли к власти"? Общеизвестно, что это сочинение Фр.Ницше. Известно,
однако, и то, что рукопись философа была в ходе ее подготовки к изданию
фальсифицирована его сестрой. Не значит ли это, что и репутация Ницше,
основанная на этой книге, не вполне заслуженна? Однако "отменить" то, что уже
стало фактом общественного сознания, невозможно. "Философ Ницше" в некотором
смысле продукт книги, которую человек Ницше сочинил лишь частично.
Следовательно, тезис, что человек-творец "предшествует" своему творению и
существует независимо от него, должен восприниматься с известными оговорками.
Идея монолитного субстанциального "Я", которому должно соответствовать такое же
единое, цельное и непротиворечивое самосознание, подвергается сомнению не
только в теоретическом, но и в обыденном сознании.
Первыми столкнулись с этим психиатры, обнаружившие не просто рост числа так
называемых "личностных расстройств", но и радикальное изменение их симптоматики,
распространение таких синдромов, как кризис идентичности, "диффузное Я" и
деперсонализация.
Пациенты, с которыми имел дело в начале XX в. З.Фрейд, страдали главным образом
от противоречий между усвоенными ими моральными запретами и нормами и
собственными инстинктивными влечениями. Современный невротик, по свидетельству
Э.Эриксона, напротив, ищет ответа на вопрос, во что он должен верить и кем он
должен или мог бы стать [25]. Расщепленный на множество недостаточно
интегрированных и кажущихся одинаково внешними ролей, буржуазный индивид
испытывает острый дефицит устойчивости, тепла и интимности и не знает, в чем
его подлинное "Я".
Американские социологические типологии личности 50-60-х годов ("человек
организации" У. Уайта, "одномерный человек" Г. Маркузе и т.п.) рассматривали
это явление с отрицательной стороны, подчеркивая утрату личностной автономии,
рост конформизма, ориентации не на внутренние, а на внешние ценности,
идентификации с группой и устойчивыми социальными структурами. Особенно
знаменательна в этом плане книга Д.Рисмена "Одинокая толпа". Рисмен утверждал,
что в XIX в. преобладающим типом социального характера в США была личность,
"ориентируемая изнутри" (inner-directed). Содержанием ее стремлений могли быть
и жажда обогащения, и желание сделать карьеру, и религиозный аскетизм, но она
характеризовалась устойчивостью жизненных ориентаций и целеустремленностью. В
современной Америке, по Рисмену, преобладает другой тип человека – личность,
"ориентирующаяся на других" (other-directed), которая не имеет устойчивых
жизненных целей и идеалов, стремится, прежде всего, к "гармонии" с окружающими
и старается любой ценой быть похожей на других. Этот человек-конформист
настолько поддается внешним влияниям, что не только окружающие, но и сам он не
знает, в чем же в конце концов состоит его подлинное "Я". Если психологический
механизм личности, "ориентируемой изнутри", можно сравнить с гироскопом, то
личность, "ориентирующаяся на других", как бы имеет внутри радар, чутко
реагирующий на любые внешние сигналы.
Хотя большинство американских социологов относилось в то время к конформизму и
"одномерности" без особой симпатии, они склонны были признать эти тенденции
неизбежными. Внутренние противоречия, множественность образов "Я" и
|
|