|
и источников отчуждения, связанных с отсутствием у работника контроля над
продуктами своего труда и над самим процессом труда. Играя решающую роль,
указанные факторы меняются на разных стадиях развития капитализма. Возьмем,
например, понятие самостоятельности.
Традиционный частный собственник зависел от стихии рынка и прочих
неконтролируемых факторов, возможно, даже сильнее, чем служащий современной
капиталистической корпорации. Но он субъективно чувствовал себя автономным
производителем, который сам планирует и определяет свою деятельность и
оценивает ее успешность по достигнутому результату. Современный
государственно-монополистический капитализм является корпоративным. Чиновник,
даже высокопоставленный, только "винтик" бюрократической машины,
"представитель" какого-то безличного целого. Критерием оценки его деятельности,
а, следовательно, и его самооценки в данной роли является не то, что реально
сделано, а то, как его деятельность выглядит в глазах начальства. Деятельность,
ориентированная не на реальный результат, а на производимое впечатление,
неизбежно превращается из предметной в фиктивную, порождая особый стиль
мышления, свойства которого проанализированы поразительно точно Марксом.
С одной стороны, бюрократический аппарат преувеличивает свои реальные
возможности. "Для бюрократа мир есть просто объект его деятельности". С другой
стороны, лежащий в основе его функционирования принцип "слепого подчинения,
веры в авторитет, в механизм твердо установленных формальных действий, готовых
принципов, воззрений, традиций" [7]. нарушая обратную связь между звеньями
чиновной иерархии, делает ее практически малоэффективной. Высшие инстанции
обращаются за информацией о положении дел в какой-либо области к управляющему
ею чиновнику. Но для него "вопрос о том, все ли обстоит благополучно в его крае,
есть, прежде всего, вопрос о том, хорошо ли он управляет краем". В этом он
обычно не сомневается и уж, во всяком случае, никогда не признается. "В силу
всего этого он, с одной стороны, будет находить положение далеко не таким
бедственным, а с другой стороны, если он даже и находит его бедственным, то
будет искать причины этого вне сферы управления, отчасти в явлениях природы, не
зависящих от человеческой воли, отчасти в условиях частной жизни, не зависящих
от администрации, отчасти в случайностях, ни от кого не зависящих" [8].
В результате "государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или
канцелярские задачи – в государственные... Верхи полагаются на низшие круги во
всем, что касается знания частностей; низшие же круги доверяют верхам во всем,
что касается понимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг
друга в заблуждение... Что касается отдельного бюрократа, то государственная
цель превращается в его личную цель, в погоню за чинами, в делание карьеры" [9].
Применительно к нашей теме это означает, что человек, не принадлежащий к
чиновной иерархии, чувствует себя маленьким и беспомощным перед лицом огромной,
тщательно отрегулированной безличной буржуазной бюрократической машины. А
поскольку эта машина работает практически вхолостую, то и социальный мир, и
собственное участие в нем кажется нелепым, абсурдным. Это психологическое
состояние хорошо описано Ф.Кафкой. Ни о какой реальной самостоятельности, от
которой зависит смысл индивидуального бытия, тут не может быть и речи. Что же
касается самих чиновников, то они, по меткому замечанию американского социолога
П.Блау, "настолько заняты скрупулезным применением детализированных правил, что
теряют представление о самих целях своих действий" [10]. Это отражается и на их
психологических свойствах. Резюмируя крупное исследование, посвященное
высокопоставленным чиновникам правительства США, Л.Уорнер писал: "Хотя
федеральный руководитель вполне способен быть инициатором действия, он склонен
скорее реагировать на ситуацию, чем самому формировать ее, особенно когда он
сталкивается с задачей, требующей индивидуального действия. В ситуациях, где он
работает в тесном контакте с другими, он чувствует себя легче, свободнее
проявляет инициативу и вообще больше действует, чем является объектом действия"
[11].
Бюрократизация буржуазного общества влечет за собой рост конформизма и
деиндивидуализации на всех уровнях общественной жизни. Это отражается в кризисе
традиционных форм буржуазного индивидуализма и самого понятия личности.
Поскольку социально-политические и идеологические аспекты этого процесса широко
освещались в нашей литературе, имеет смысл остановиться здесь лишь на одном ее
аспекте разрушении "монадологичеcкой" концепции "самости", то есть
представления о суверенном богоподобном и одиноком "Я".
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Крушение богоподобного "Я"
Маленькая рыбка сказала морской царице:
"Я постоянно слышу о море,
но что такое море, где оно – не знаю".
Морская царица ответила:
"Ты живешь, движешься, обитаешь в море.
Море и вне тебя и в тебе самой. Ты рождена морем,
и оно поглотит тебя после смерти.
Море есть твое бытие".
Восточная притча
|
|