Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Психология для Чайников... :: И.С.Кон - В ПОИСКАХ СЕБЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 124
 <<-
 
возможную, но, как мы видим, отрицательную форму самодеятельности) – выступает 
как средство" [2]. Чем больше человек создает материальных ценностей, тем 
интенсивнее происходит "развитие этого вещного богатства в противоположность 
человеку и за его счет" [3]. Отсюда мрачная тема отчуждения и порабощения 
человека его же творениями, которая звучит уже у первых романтиков. 
Но что же, собственно, представляет собой отчуждение? 
Уже латинское слово alienatio имело по крайней мере три значения: в правовой 
сфере – передачу прав или собственности; в социальной сфере – отделение, отход 
или изоляцию индивида от других людей, своей страны или богов; в медико – 
психологической сфере – нарушение умственных функций, психическую болезнь. В 
немецкой философской литературе начала XIX в. слово Entfremdung стало еще более 
многозначным. 
Знаменательна эволюция этого понятия у К.Маркса. В ранних своих работах он 
рассматривает отчуждение как феномен духовного производства, отчуждение 
человеческой сущности в религиозном сознании. В работах 1842-1843 гг. проблема 
переносится в сферу политики, внимание сосредоточивается на том, как получается,
 что созданные людьми политические учреждения оказываются более могущественными,
 чем сами люди, то есть на вопросах государства и бюрократии. В 
"Экономическо-философских рукописях 1844 года" Маркс проникает в глубь проблемы,
 выводя феномен отчуждения и самоотчуждения человека из отношения рабочего к 
своему труду. Поскольку труд для рабочего – лишь средство к существованию, 
мотив трудовой деятельности не имеет ничего общего с ее объективным 
содержанием; ни средства труда, ни продукт труда не принадлежат рабочему, а это 
значит, что и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. 
Непосредственным следствием того, что человек отчуждается от продукта своего 
труда, от своей жизнедеятельности, от своей родовой сущности, является 
отчуждение человека от человека. Наконец, в "Немецкой идеологии" и позднейших 
работах, включая "Капитал", субъективное отношение рабочего к труду выводится 
из объективных социальных процессов, связывается с существованием частной 
собственности и общественного разделения труда. При этом Маркс различает 
опредмечивание (Vergegenstandlichung) человеческих сил, присутствующее в 
предметной деятельности людей на любой стадии развития общества, и 
овеществление (Versachlichung, Verdinglichung) как специфическую форму 
опредмечивания, когда человек утрачивает качество субъекта и низводится до 
положения вещи. Разграничивается также социальный факт отчуждения (например, 
отчуждение рабочего от собственности и контроля над средствами производства) и 
порождаемые им идеологические фикции (товарный фетишизм, извращенная идеология 
и т.д.) [4]. 
Понятие отчуждения широко употребляется в современной социально-философской и 
специально-научной литературе. В Международной социологической ассоциации 
существует даже специальный Исследовательский комитет по изучению отчуждения. 
Но превращение философской категории в рабочий термин социологического анализа 
требует дальнейшего уточнения и расчленения связанных с этим феноменом 
вопросов: 
1. Каков субъект отчуждения, кто отчуждается или от кого нечто отчуждается? 
Идет ли речь об отдельной личности, общественном классе или человечестве в 
целом? 
2. Каков объект отчуждения, что отчуждается или от чего отчуждается субъект? 
Это могут быть и продукты труда, и власть, и социальные нормы, и ценности, и 
субъективный смысл деятельности. 
3. Характеризует ли отчуждение объективное положение вещей или субъективные 
чувства и переживания? 
4. Характеризует ли отчуждение процесс или состояние? В первом случае 
отчуждение предполагает изначальное обладание каким-то качеством или 
возможностью, которое затем было утрачено, и задача исследователя – выяснить, 
когда и как эта утрата произошла. Во втором случае термин "отчуждение" 
характеризует существующее положение вещей, не показывая его происхождения. 
5. Чем или кем производится отчуждение? Сам ли субъект отчуждается от каких-то 
отношений, норм, ценностей, или, наоборот, эти отношения или вещи отчуждаются 
от него? В первом случае выяснению подлежат прежде всего установки, отношения 
субъекта к соответствующим явлениям, во втором – объективные социальные 
процессы. 
6. Каковы наиболее общие предпосылки отчуждения? Какую роль в его возникновении 
играют условия человеческого существования, как такового, конкретные социальные 
условия (частная собственность, общественное разделение труда), 
индивидуально-психологические факторы? 
7. Каковы возможности и пути преодоления отчуждения? 
В философско-социологической литературе, затрагивающей проблему отчуждения, 
главное внимание уделяется макросоциальным процессам: отчуждению самой 
деятельности человека, выходящего из процесса труда обедненным и опустошенным; 
отчуждению от рабочего условий и результатов его труда; отчужденности от 
трудящихся социальных институтов и норм буржуазного общества (бюрократия) и 
отчуждению буржуазной идеологии от жизни. Для нашей темы не менее важна 
субъективная сторона дела: то, как эти социальные процессы воспринимаются и 
переживаются индивидом. Американский социолог М. Симэн выделил шесть 
социально-психологических модальностей отчуждения: бессилие – чувство своей 
неспособности контролировать события; бессмысленность – чувство непонятности, 
непостижимости общественных и личных дел; нормативная дезориентация – 
необходимость прибегать для достижения своих целей к социально – неодобряемым 
средствам; культурное остранение – отвержение принятых в обществе или в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 124
 <<-