|
и мечтательным, чувствительным и рационалистичным. Для него в высшей степени
характерно состояние, которое позже Ф.М.Достоевский назовет в "Идиоте"
"двойными мыслями".
Умер друг и соперник Жан Жака Клод Анэ. "На другой день я с самой глубокой,
самой искренней печалью говорил о нем с маменькой; и вдруг посреди беседы у
меня появилась низкая и недостойная мысль, что я наследую его гардероб, а
главное – прекрасный черный костюм, давно мне приглянувшийся" [53].
Руссо-моралист отлично знает границу между добром и злом, но его психика с этим
часто не считается: "Как только мой долг и мое сердце вступали в противоречие,
первый редко одерживал победу... действовать против своей склонности было для
меня всегда невозможно" [54].
Главное художественно-психологическое новшество "Исповеди" Руссо в том, что он
изображает свое "Я", при всей его противоречивости, внутренне единым,
последовательным и развивающимся. Отсюда и его повышенный интерес к детству и
юности. Руссо первым подошел к осознанию их изнутри. Благодаря этому многие
явления, казавшиеся современникам Руссо страшными и постыдными (импульсивное
детское воровство, ложь, мастурбация и т.п.), стали понятнее и к ним начали
относиться терпимее. Как точно заметил А. Моруа, "найдя у другого человека, и
притом великого, те же желания, а иногда и причуды, которым читатель сам
предается или которые по меньшей мере вводят его в искушение, он проникается
доверием к самому себе..." [55].
За демонстративное выставление напоказ темных и постыдных свойств своего "Я"
Руссо часто обвиняли в цинизме. Но Руссо преувеличивает значение этих фактов
именно потому, что воспринимает и оценивает их в свете тех же самых жестких
моральных критериев, что и его современники. Вызов, который он бросает обществу,
– следствие внутреннего напряжения, преодолеть которое Руссо бессилен.
"Я" Монтеня остается открытым и переменчивым. Говоря, что он сам создан своей
книгой, Монтень имел в виду не только оставленный потомкам литературный образ,
но и свою реальную "самость", изменяющуюся в итоге самоанализа. Руссо смотрит
на себя ретроспективно и потому видит (или думает, что видит) первоэлементы и
истоки своей личности. Зато его наличное "Я" представляется ему чем-то готовым,
абсолютным, закрытым. Оно проявляется, но уже не изменяется. Уникальность
оборачивается для него неизбывным одиночеством. "И вот я один на земле, без
брата, без ближнего, без друга – без иного собеседника, кроме самого себя" [56].
И даже гордая уверенность в исчерпывающем знании самого себя, которой
открывается "Исповедь", сменяется горьким признанием: "...истинные и
первоначальные побуждения, лежащие в основании большинства моих поступков, мне
самому не так ясны, как я это долгое время воображал" [57]. Напряженная
интроспекция позволяет философу выразить свои смутные и мучительные чувства, но
отчетливого знания не дает.
Эскалацию субъективности, начатую Руссо, продолжили романтики, создавшие
настоящий культ эгоцентризма и интроспекции. Как ни спорны черты, границы и
признаки так называемой "романтической личности", основные принципы
романтического канона человека вырисовываются довольно отчетливо [58].
1. Человеческое "Я" есть нечто автономное, отличное от общества, культуры,
убеждений, ценностей, короче – от всякого другого.
2. Личность и общество находятся в состоянии постоянного и неустранимого
конфликта друг с другом. Общество подавляет и нивелирует индивидуальность,
включая ее в систему стандартных, безличных ролей и отношений (отчуждение).
Всякий социальный успех человека означает поражение его как личности, а то, что
кажется неудачей, оборачивается успехом.
3. Индивид может спасти и сохранить свое "Я", только поддерживая отчуждение
между собой и миром. Он должен постоянно уходить, скрываться от людей,
изобретать для себя какие-то новые антироли, недоступные остальным. Это могут
быть путешествия в отдаленные местности, уединенная жизнь в горах или на
необитаемом острове или внутренние, психологические, путешествия – в прошлое
или в глубь собственной психики. Но это обязательно должно быть нечто трудное,
опасное, недоступное для других.
4. Поскольку физическое пространство ограничено, наибольшую экзистенциальную
ценность имеет внутреннее, духовное пространство, уход в себя. "Ты знаешь, я
очень люблю говорить сам с собой. Я нашел, что самый интересный человек среди
моих знакомых – я сам" [59], – писал С.Киркегор.
5. Романтическая личность всеми фибрами души жаждет человеческого тепла,
интимности, самораскрытия. Культ всепоглощающей любви и интимной страстной
дружбы – неотъемлемые признаки романтизма. Но в силу общих законов отчужденного
мира и (или) собственных психологических черт потребность романтика в
интимности никогда не удовлетворяется; он всегда живет в состоянии одиночества,
трактуемого одновременно как величайшее несчастье и как нормальное состояние
всякой возвышенной души.
6. Хотя человеческое "Я" – совершенно особая психическая и духовная реальность,
оно множественно. Каждый человек заключает в себе множество разных возможностей
и должен решить, какую из них признать подлинной. "Большинство людей подобно
возможным мирам Лейбница, – писал Ф.Шлегель. – Это всего лишь равноправные
претенденты на существование. Как мало таких, кто существует на самом деле"
[60].
Трудности самореализации отчасти связаны с богатством и многогранностью
личности. "Облик, в котором человек ходит перед нами, не содержит в себе ничего
непреложного, сквозь этот облик может проглядывать совсем иной, с не меньшими,
а то и с большими правами на осуществление... У Гофмана и других романтиков к
каждому персонажу даны еще варианты его же: один вариант сбывшийся, что не
|
|