|
что "художник помещает себя как бы внутри описываемой картины, изображая мир
вокруг себя, а не с какой-то отчужденной позиции, его позиция, таким образом,
не внешняя, а внутренняя по отношению к изображению" [32]. Это проявляется в
характерной перспективе, в наличии внутреннего источника света, переходящего в
затемнение на переднем (в данном случае – периферийном) плане, и т.п.
В эпоху Возрождения позиция художника меняется: он смотрит на изображаемое
"извне", с точки зрения предполагаемого зрителя. Отсюда "объективность"
ренессансного портрета, а также принципиальная возможность автопортрета, для
написания которого художник должен увидеть себя со стороны, сделать себя
объектом наблюдения. Рождение автопортрета требовало не только материальных
предпосылок (хороших зеркал, которые в средневековой Европе появляются только в
XIII в.; стеклянные зеркала были уже в Риме, но потом исчезли), но и
предпосылок социально-психологических. Многие мастера Возрождения (Филиппе
Липпи, Гирландайо, Боттичелли, Филиппино Липпи, Перуджино, Пинтуриккио, Рафаэль,
Леонардо да Винчи, Микеланджело, Мемлинг, Дюрер и другие) часто изображали
себя в виде персонажей своих картин. Однако ни композиционно, ни психологически
образ художника не занимает в этих картинах центрального положения, а его
трактовка не отличается от трактовки других персонажей. Лишь во второй половине
XV в. впервые появляются самостоятельные автопортреты. Особенно интересен,
автопортрет юного Дюрера, сопровожденный позднейшей подписью: "Таким я
нарисовал себя по зеркалу в 1484 г., когда я был еще ребенком" [33].
Развитие этого жанра отражает и социальную эмансипацию художников, утверждающих
в автопортретах свое профессиональное и личное достоинство, и изменение их
социально-нравственных идеалов, и эволюцию эстетических принципов. Однако стиль
автопортретов ни психологически, ни эстетически, как правило, не отличается от
стиля портретов того же мастера: художник воспринимает и изображает себя в том
же самом ключе, что и своих современников. Различия заметны не столько между
портретами и автопортретами одного и того же мастера, сколько между творчеством
разных мастеров. Придворный художник Ван Дейк изображает себя точно так же, как
Карла I или английских аристократов. Величайший мастер психологического
портрета XVII в. Рембрандт оставил и самую большую в истории живописи серию
автопортретов (около 100), как будто хотел зафиксировать и рассказать каждый
момент психологической автобиографии.
Сходным образом обстоит дело и с автобиографической литературой. В новое время
количество дневников, мемуаров, исповедей и тому подобных литературных
произведений, равно как и интерес к ним, растет с каждым столетием. Однако,
вопреки мнению немецкого исследователя Г.Миша, история автобиографии – далеко
не синоним истории самосознания; кроме социально-исторических и психологических
вариаций, ей присущи свои, опять-таки исторические, жанровые закономерности
[34].
Так называемые автобиографические тексты подразделяются на следующие категории:
1. Исповеди и воспоминания религиозного характера, в центре которых стоит
"обращение" автора. В XVII в. эта литература пополнилась многочисленными
произведениями кальвинистских проповедников (сохранилось свыше 220 пуританских
автобиографий, написанных до 1725 г.), а в XVIII в. – немецких пиетистов.
2. Семейные хроники торговцев и ремесленников, возникшие в Италии в XIII-XIV вв.
и распространившиеся затем в других странах. Хроники эти, предназначавшиеся
первоначально для узкого круга родственников, излагают историю семьи и
важнейшие события жизни авторов, однако они весьма непсихологичны; личность
автора проступает в изложении, но отнюдь не является предметом исследования.
3. Самозащиты и самооправдания, круг которых в XVI в. пополняется книгами врача
и естествоиспытателя Парацельса, немецкого рыцаря Гёца фон Берлихингена,
голландского мыслителя Уриэля Акосты, в XVII в. "Житием" протопопа Аввакума и
др.
4. Профессиональные автобиографии выдающихся людей, мыслителей или ученых,
написанные обычно по просьбе друзей или каких-то организаций с целью объяснить,
как автору удалось достичь столь значительных результатов в своей деятельности.
Таковы сочинения мыслителя и педагога Яна Амоса Коменского (XVII в.), философов
Христиана Вольфа и Джамбаттиста Вико, историка Эдуарда Гиббона (XVIII в.).
5. Частные дневники и хроники, которые писались большей частью без расчета на
публикацию и лишь случайно становились достоянием гласности. Очень пестрые по
содержанию, эти документы относятся скорее к разряду дневников, чем
автобиографий. Но в дальнейшем эта разница стирается. Известны люди,
прославившиеся именно и только тем, что много лет вели интересные дневники.
6. Разнообразные повествования авантюристов о своих приключениях (Казанова,
барон фон дер Тренк), рассказы о путешествиях, мемуары полководцев и политиков,
где элементы профессиональной автобиографии сплетаются с
авантюрно-приключенческими.
Между этими произведениями не так уж много общего, и из их сравнения выясняется
только, "что солдат всегда пишет как солдат, а поэт – всегда как поэт" [35].
Автобиография, как и биография, не просто воспроизводит и описывает прожитую
жизнь, а конструирует и реконструирует ее под определенным углом зрения.
Поэтому историко-психологическое их изучение, как и любых личных документов,
предполагает наличие у исследователя не только "внешней", но и "внутренней"
точки зрения, то есть понимания. Весьма плодотворным в этой связи кажется
предложенное Л.Я.Гинзбург разграничение автобиографических и
автопсихологических текстов [36]. первые воспроизводят в основном события,
поступки, вторые психическое, душевное развитие.
Для итальянских гуманистов, при всей личностности их мироощущения,
|
|