Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Психология для Чайников... :: И.С.Кон - В ПОИСКАХ СЕБЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 124
 <<-
 

"Чувство личности"
Разве жизнь отдельного человека 
не столь же ценна, как и жизнь целого 
поколения? Ведь каждый отдельный 
человек – целый мир, рождающийся и 
умирающий вместе с ним, под каждым 
надгробным камнем – история целого мира. 

Г.Гейне 
Зарождение капитализма, писал В.И.Ленин, означало "подъем чувства личности" [1].
 Это был сложный процесс, в котором объективное (пространственное и социальное) 
обособление индивида и рост его социальной самостоятельности сочетались с 
повышением психологической ценности "Я", интимизацией и усложнением внутреннего 
мира личности. 
Типичной чертой феодализма была, как уже отмечалось, пространственная и, что 
еще важнее, социальная привязанность индивида к его общине, сословию и 
социальной функции. Капитализм подрывает этот порядок вещей. "В этом обществе 
свободной конкуренции отдельный человек выступает освобожденным от природных 
связей и т.д., которые в прежние исторические эпохи делали его принадлежностью 
определенного ограниченного человеческого конгломерата" [2]. 
Оценивая этот исторический сдвиг в свете позднейшего развития капитализма, мы 
справедливо подчеркиваем ограниченность и формализм буржуазного понимания 
свободы, обезличенность капиталистических общественных отношений, рост 
эксплуатации, отчуждение и т.д. Вместе с тем даже самая формальная свобода 
прогрессивнее узаконенного бесправия. Крепостной крестьянин был живой 
собственностью феодала, он не мог уйти от своего хозяина. Между тем свобода 
перемещения логическая предпосылка и необходимое историческое условие всех 
других свобод. Ограничение ее инстинктивно воспринимается и животными и 
человеком как несвобода. Тюрьма определяется не столько наличием решеток или 
недостатком комфорта, сколько тем, что это место, в котором человека держат 
помимо его воли. 
Каждый новый этап социально-экономического и культурного развития человечества 
означает расширение доступного человеку, хотя бы в принципе, физического и 
социального пространства. Любая социальная общность (род, племя, сельская 
община, приход или государство), с которой индивид связывает свою социальную 
идентичность, локализуется в определенном физическом пространстве и имеет более 
или менее определенные территориальные границы. Историки недаром связывают 
становление капитализма и соответствующие ему культурно-психологические сдвиги 
с великими географическими открытиями и освоением новых земель. 
Общественное разделение труда и товарное производство делают связи между людьми 
поистине всеобщими, универсальными. Индивид, который может свободно изменить 
свое местожительство, и не связан рамками сословной принадлежности, уже не 
столь жестко привязан и к своей социальной роли: "...различные формы 
общественной связи выступают по отношению к отдельной личности как всего лишь 
средство для ее частных целей, как внешняя необходимость" [3]. 
Превращение социальных связей в средство достижения частных целей индивида 
повышает меру его свободы, давая ему возможность выбора, мало того, выбор 
становится необходимым. В то же время эти связи выступают теперь по отношению к 
личности как внешняя, принудительная необходимость, чего не могло быть при 
сословном порядке, где все отношения были персонифицированы. 
"Сословный индивид" не отделял себя от своей социальной принадлежности. 
"Классовый индивид" обязательно делает это, пытаясь определить свое "Я" не 
только через свое общественное положение, но часто вопреки ему. Социальные роли,
 которые в средние века казались просто разными ипостасями лица (точнее, само 
лицо было совокупностью ролей), теперь приобретают как бы самостоятельное 
существование. Чтобы ответить на вопрос "Кто я?", человек должен сначала 
разоблачиться, снять с себя свой социальный наряд. 
Средневековый индивид, выполняя множество традиционных ритуалов, видел в них 
свою подлинную жизнь. Индивид буржуазного общества, наоборот, проявляет 
повышенную чувствительность и даже неприязнь к тому, что кажется ему "заданным" 
извне. Это делает его "Я" гораздо более значимым и активным, но одновременно и 
гораздо более проблематичным. 
Характерны рассуждения М.Монтеня, пытавшегося отделить свое "Я" от "заданной" 
социальной роли: "Нужно добросовестно играть свою роль, но при этом не забывать,
 что это всего-навсего роль, которую нам поручили. Маску и внешний облик нельзя 
делать сущностью, чужое – своим. Мы не умеем отличать рубашку от кожи. 
Достаточно посыпать мукою лицо, не посыпая ею одновременно и сердце... Господин 
мэр и Мишель Монтень никогда не были одним и тем же лицом, и между ними всегда 
пролегала отчетливо обозначенная граница" [4]. 
Разрушение феодальных связей расширяло сферу сознательного самоопределения 
индивида и объективно, и символически. Необходимость самостоятельно принимать 
решения в многообразных меняющихся ситуациях предполагает человека с развитым 
самосознанием и сильным "Я", одновременно устойчивым и гибким. Средневековая 
мысль считает человека творением божьим. Ее гуманизм заключается в жалости и 
сострадании к бедному беспомощному существу, блуждающему во мраке, 
обремененному несчастиями, не знающему, как найти истинный путь. Для гуманистов 
эпохи Возрождения человек – прежде всего творец. 
В "Речи о достоинстве человека" Пико делла Мирандола говорит, что, сотворив 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 124
 <<-