|
и дату смерти; нередко эта надпись дополнялась портретным изображением
покойного в форме бюста или медальона. Гробница являлась не только предметом
культа, но и средством передачи следующим поколениям памяти о покойном (слово
"памятник" происходит от слова "память"). Раннее средневековье порвало с этой
традицией. Приблизительно с V в. надгробные надписи и портреты исчезают, могилы
становятся анонимными: важно лишь, чтобы тело было похоронено в освященном
месте и с соблюдением надлежащих обрядов. В конце Х и особенно в XI-XII вв.
положение снова меняется. На могилах знатных людей появляются сперва краткие
надписи, указывающие имя и дату смерти покойного, позже они сопровождаются
заупокойной молитвой ("Мир праху..."). В XIII-XIV вв. эпитафии становятся
развернутыми, в них перечисляются звания и заслуги умершего, а надгробия
украшаются изображениями, так или иначе напоминающими о его жизни.
Последовательность этапов "открытия индивидуальности" в искусстве подчинена
определенной общей закономерности, выявленной Д. С. Лихачевым при исследовании
древнерусской литературы и искусства [24]. Сначала человек изображается как ряд
поступков, которые, в свою очередь, интерпретируются в свете его социального
положения. Затем (на Руси в XIV-XV вв.) раскрываются отдельные психологические
свойства и состояния человека – его чувства, эмоциональные отклики на события
внешнего мира и т.д. Эти психические состояния уже не вытекают полностью из
сословной принадлежности, но и не складываются еще в единый характер; они
существуют как бы сами по себе и осмысливаются в религиозно – этических
терминах. И наконец, открывается внутреннее единство, связующее звено и
производящая сила отдельных психических свойств – индивидуальный характер.
Иначе говоря, отражение процесса индивидуализации в искусстве идет от
восприятия нерасчлененного индивида в заданной ситуации к дифференциации его
психологических качеств, которые затем интегрируются в единый внутренне
последовательный образ, сохраняющий свою структуру независимо от меняющихся
ситуаций.
В изобразительном искусстве интерес к индивидуальности получает отражение в
портретной живописи.
В раннем средневековье портрет как жанр изобразительного искусства практически
отсутствует. Человек, не отделявший себя от своих социальных функций и не
ощущавший себя изменяющимся во времени, не нуждался в том, чтобы зафиксировать
свой облик и состояние в определенный момент времени. Кажущееся "неумение"
средневекового художника воспроизвести облик человека с индивидуальными, только
ему присущими чертами было на самом деле выражением такого понимания сущности
человека, которое подчеркивало не преходящие, а вечные, то есть родовые,
признаки, только и имевшие ценность для средневекового художника.
Книжные миниатюры и надгробия IX-Х вв. фиксировали сан лица, а не его
индивидуальные черты. Так, изображения императора Оттона III (980-1002) на
молитвенниках, одобренные им самим, рисуют его юным мечтателем, похожим на
Христа, а на другом портрете он выглядит совершенно иначе. Любопытно, что
иллюстратор аахенской рукописи, узнав в процессе работы о смерти государя, не
стал переделывать портрет, а просто надписал под ним имя преемника Оттона
Генриха II, хотя тот был гораздо старше своего предшественника [25]. Иными
словами, образ не стал еще портретом.
В XI-XII вв. скульптурные изображения индивидуализируются, они нередко делаются
с посмертных масок; иногда сходство надгробия или бюста с оригиналом специально
подчеркивалось. Тем не менее, разные изображения одного и того же лица часто не
совпадают ни друг с другом, ни с литературными описаниями его внешности. Во
Франции надгробие становится портретом только в середине XIV в. [26]
Та же тенденция видна и в светской скульптуре. На рубеже XIII-XIV вв.
французский король Филипп IV Красивый упрекал папу Бонифация VIII за то, что
тот велел воплотить в своей статуе не общую идею папства, а собственную
внешность. В XIV-XV вв. портретные статуи стали уже нормальным явлением.
Все это говорит о постепенном развитии в позднем средневековье чувства
индивидуальности и о повышении ценности человека как личности. Но каково бы ни
было самосознание средневекового человека, он не перестал еще ощущать себя
привязанным, принадлежащим кому-либо или чему-либо (своему сеньору, земле,
общине, приходу). Чувство принадлежности давало ему прочную социальную
идентичность, но одновременно ограничивало его индивидуальные возможности и
мировоззренческие горизонты. Столь же непреодолима для него идея
предопределения, охватывавшего все стороны и фазы его жизненного пути, начиная
с факта рождения в определенном сословии и кончая духовным "призванием".
Средневековый человек чувствует себя агентом, а не субъектом деятельности. И
наконец, для него характерна нетерпимость к любым различиям и вариациям,
нарушающим привычный, установленный от века порядок вещей.
В восприятии средних веков индивид казался микрокосмом одновременно частью и
уменьшенной копией мира. Макрокосм был организован иерархически, и такой же
иерархической, состоящей из суммы элементов, представлялась и личность.
Индивидуальное "Я" не было и не могло стать центром этой картины мира. В эпоху
Возрождения "отношение переворачивается. "Человек есть модель мира", – сказал
Леонардо да Винчи. И он отправляется открывать себя" [27].
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Глава четвертая
ОТКРЫТИЕ ИHДИВИДУАЛЬHОСТИ
|
|