|
сословному образцу и нормам этикета. Это касается и внешности (всем знатным
лицам приписываются, например, светлые или "золотые" кудри и голубые глаза), и
морально-психологических качеств.
Описания людей в средневековых текстах обычно сводятся к одному и тому же
обязательному набору сословных добродетелей. Мужчины бывают смелыми, любезными,
разумными или трусливыми, грубыми и безрассудными. Качества женщин
исчерпываются красотой, изяществом и скромностью. "Нейтральных", "неоценочных"
качеств нет вовсе. Обязательные сословно-этикетные характеристики употребляются
даже там, где их смысл прямо противоречит поведению героя. Например, в "Песне о
Нибелунгах" бургундский король Гунтер с помощью Зигфрида взял в жены богатыршу
Брюнхильду. Во время брачной ночи он терпит полное фиаско: вместо того чтобы
отдаться жениху, невеста связывает его и вешает на крюк, оставляя его в таком
положении на всю ночь. При этом она продолжает обращаться к Гунтеру в
соответствии с этикетом, называя "господин Гунтер", и поэт по-прежнему именует
его "могучим" и "благородным рыцарем" [9]. Для современного восприятия это
звучит как издевка, но древний автор не усматривал здесь противоречия: Гунтер
благороден и доблестен независимо от происходящего с ним.
Историки прошлого века удивлялись, как мог рыцарский культ благородства и
великодушия сочетаться с тем эпическим спокойствием, с каким в средневековых
источниках повествуется о массовом истреблении населения захваченных городов,
опустошении деревень и т.д. Но дело в том, что способность средневекового
человека к сопереживанию замыкалась его собственным религиозным и сословным
кругом. Открытие, что "и крестьянки чувствовать умеют", сделано только в новое
время.
В средневековой латыни слово persona еще многозначнее, чем в классической,
обозначая и маску, и театральную роль, и индивидуальные, в том числе телесные,
свойства человека, и его социальное положение, ранг. Глаголы dispersonare и
depersonare обозначали в средние века не утрату индивидуальности или
психическое расстройство ("деперсонализация" в современной психиатрии), а
потерю статуса, чести, "лица" в социальном смысле, места в сословной иерархии.
Латинское personalitas – "личность" возникло в раннем средневековье как
производное от слова "персона". Уже Фома Аквинский использовал его для
обозначения условий или способов существования лица. Слово "персонаж",
возникшее в английском языке и уже в XIII в. усвоенное французами,
первоначально обозначало церковную должность (parson – пастор, священник), а
затем отошло к миру театра.
Каноническое (церковное) право также не знает личности как особого явления;
слово "персона" фигурирует в нем как синоним отдельного человека, обладающего
идентичностью (преемственностью и неизменностью) и разумом, без чего невозможна
ответственность за грехи, и только. Никаких "личных прав" или "прав личности"
средневековье не знает [10].
Средневековая культура вообще мало психологична. По наблюдениям Д.С.Лихачева,
русский летописец XI-XIII вв. описывает не психологию князя, а только его
политическое поведение: "Нет добрых качеств князя без их общественного
признания, ибо самые эти качества неразрывно связаны с их внешними постоянными
проявлениями. Вот почему летописец не знает конфликта между тем, каким на самом
деле является тот или иной князь, и тем, каким он представляется окружающим"
[11].
То же самое свойственно и "житиям святых". Для средневекового клирика "индивиды
были собранием качеств, и их поступки вырастали из этого собрания, а не из
целостной индивидуальности" [12]. "Жития святых" так похожи друг на друга
потому, что авторы их описывают не жизнь святого, а его святость.
Все индивидуальное, "выламывающееся" из заведенного порядка вещей, вызывает
подозрение и осуждение. В древнерусском языке слово "самолюбие" и близкие к
нему слова большей частью имеют отрицательный смысл, трактуются как себялюбие,
нехорошее пристрастие к себе, субъективный произвол и т.д. [13] Гордость
считалась "матерью всех пороков".
Средневековый человек не склонен был фиксировать внимание на своих отличиях от
окружающих. Раннее средневековье не знает, например, индивидуального авторства
и заботы об оригинальности произведения. "Автор, будь то создатель жития, саги,
проповеди, миниатюры, рукописи или какого-либо технического усовершенствования,
рассматривал свое творение прежде всего с точки зрения коллективной, артельной
работы над целым, которое уже было ему предзадано. Такой взгляд не исключал
авторского самосознания, но творческая самооценка заключалась не в
противопоставлении себя миру, не в утверждении своей самобытности, несхожести с
другими, а в смиренно-горделивом осознании мастерства, с которым автор выявил и
сумел применить унаследованные "цеховые" навыки и знания, в том, что он с
максимальной полнотой и совершенством высказал истину, принадлежащую всем" [14].
При всем том европейское средневековье отнюдь не было миром обезличенности. В
известном смысле оно даже открыло новые грани проблемы "Я" и понятия личности.
Индивид феодального общества осознает себя прежде всего через свою
принадлежность к определенной социальной группе, составляющей его "Мы". Но
наряду с партикулярными светскими "Мы" (семья, соседство, сословие)
христианство подчеркивает универсальное "Мы" духовной сопричастности к богу. На
ранних стадиях развития феодализма соотношение этих двух "Мы", как и отношение
индивидуального "Я" и мистического "тела" церкви, было еще слабо рефлексировано.
Однако в нем содержался целый ряд противоречий, которые должны были
стимулировать такую рефлексию. В абстрактно-духовной сфере появляется
потребность согласования определений человека как венца творения, подобия божия
|
|