Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Психология для Чайников... :: И.С.Кон - В ПОИСКАХ СЕБЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 124
 <<-
 
театральную маску, затем персонаж пьесы, исполняемую актером роль и, возможно, 
грамматическое лицо [25]. В I в. до н.э. в связи с усложнением общественной 
жизни и регулирующих ее правовых норм число значений этого слова резко 
увеличивается. У Цицерона "персона" означает и юридическую роль, и социальную 
функцию, и коллективное достоинство, и юридическое лицо (в противоположность 
недееспособной вещи), и конкретного индивида, и философское понятие 
человеческой природы. Однако в классической латыни слово "персона" никогда не 
обозначало телесных, физических свойств индивида (лица, фигуры, внешности). 
Когда древнеримские юристы учили, что в праве фигурируют только "лица, вещи и 
действия", "лицо" подразумевало не какой-то особый, индивидуальный набор или 
систему свойств, а просто свободного человека. Раб, не имеющий свободы, не был 
"лицом" не только в юридическом, но и ни в каком другом смысле. Эта ассоциация 
понятий "лицо" и "свобода", юридически закрепившая аксиологический аспект 
"самости", позже станет одним из важнейших доводов в пользу отмены рабства, а 
затем и крепостного права. 
Повышение ценности индивидуальной жизни и рост интереса к внутреннему миру 
человека в эллинистическую и римскую эпохи отражается в распространении 
искусства портрета, достигшего в Риме высокого развития, и появлении, наряду с 
ретроспективными автобиографиями, детальных личных дневников. Философ Элий 
Аристид из Смирны (II в. до н.э.) подробно записывал не только душевные 
состояния, но и мельчайшие детали своих сновидений; его дневник насчитывал 
около 30 тысяч строк. 
Мыслителям поздней античности близок и понятен образ человека, выполняющего 
разные, не им самим сочиненные роли. "Ты актер в драме и должен играть роль, 
предназначенную тебе поэтом, будь она велика или мала, – пишет Эпиктет. – Если 
ему угодно, чтобы ты играл нищего, постарайся и эту роль сыграть как следует, 
да и любую другую роль: калеки, государя или обыкновенного гражданина. Твое 
дело хорошо исполнить возложенную на тебя роль, выбор роли – дело другого" [26].
 
Такой взгляд на человека кажется внешним, но в действительности он стимулирует 
рефлексию: какова моя роль и критерии ее исполнения, хорошо ли я справлюсь с 
нею и т.д. Эта тема занимает важное место в переписке Цицерона с Аттиком, ей 
посвящены многие страницы у Сенеки, где интроспекция предстает как необходимое 
условие нравственной жизни. Людей делает плохими, считает философ, прежде всего 
то, что они не задумываются о своей жизни. Нужно постоянно следить за собой и 
размышлять о своих действиях. Основа нравственности – внутренний диалог, в 
котором человек сам и обвинитель, и защитник, и судья. 
"Смотри внутрь себя!" – вторит ему император Марк Аврелий. "Не легко указать на 
кого-либо, кто бы стал несчастным оттого, что был невнимателен к происходящему 
в чужой душе. Но неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями 
своей собственной души" [27]. Как и прочие античные философы, Марк Аврелий 
говорит не о себе лично, а о человеческой природе вообще, он не рассказывает, а 
размышляет. Тем не менее, его мироощущение уже радикально отлично от 
раннегреческого. В нем индивидуальное "Я" занимает уже весьма важное место. 

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> 



Глава третья
МЕЖДУ ОБЩИНОЙ И БОГОМ
Когда я размышляю о мимолетности 
моего существования, погруженного в 
вечность, которая была до меня и 
пребудет после, и о ничтожности пространства, 
не только занимаемого, но и видимого 
мной, пространства, растворенного в
безмерной бесконечности пространств, мне 
неведомых и не ведающих обо мне, – я 
трепещу от страха и спрашиваю себя,
почему я здесь, а не там, ибо нет
причины мне быть здесь, а не там, нет
причины быть сейчас, а не потом или прежде. 

Б.Паскаль 
Как ни противоречива античная концепция человека, в ней постепенно 
выкристаллизовываются следующие основные идеи: 1) человек занимает особое, 
высшее место в организации Вселенной; 2) индивид принадлежит не только к своей 
особенной, родоплеменной и государственной общности, но и к человечеству как 
целому; 3) это дает ему определенную социальную и психологическую автономию, 
неотчуждаемое личное достоинство и права, которые должен признавать и соблюдать 
каждый конкретный социум; 4) индивид обязан сознательно контролировать и 
регулировать свое поведение, а важнейшее средство этого – рациональное 
самопознание. 
Крушение Римской империи похоронило, казалось, и эти идеи. Мир "варварских 
правд", героического эпоса и скандинавских саг гораздо больше похож на 
гомеровский, нежели на эллинистический или позднеримский, заставляя историков 
снова говорить об "открытии индивидуальности" или формировании "понятия 
личности" то в XI, то в XII, то в ХП1 в. Но понятие личности, формирующееся в 
средние века, так же сильно отличается от античного канона, как реальный немец 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 124
 <<-