|
индивидуальность ярче и сильнее, чем это сумеет сделать философ. Удивление
силой собственного чувства толкает к новым, более сложным формам рефлексии.
Особенно наглядно это видно на примере дружбы.
Важный показатель становления индивидуального самосознания развитие этических
категорий. Нравственное сознание всегда предполагает какую-то личную автономию.
Как писал О.Г.Дробницкий, "типичный представитель родоплеменного и
традиционалистского сознания мыслит установленный в его общности порядок как
единственно правильный и возможный. Существующий обычай отождествляется с тем,
как должно быть (как только и может быть). И если происходит столкновение с
чужеродными обычаями, то они просто считаются "неистинными", неприемлемыми или
даже "несуществующими" [9]. В классовом обществе это единообразие нарушается,
появляется множественность социальных и нравственных норм и принципов, которые
не только не тождественны, но даже противоречат друг другу. Перед индивидом
стоит теперь вопрос не просто о том, соблюдать или не соблюдать норму,
нарушение которой поставило бы его практически вне общины, а о том, какая норма
правильна и почему. Возникает целая серия вопросов. Что такое правильная жизнь?
Что такое добро? Какой из многих путей и стилей жизни надлежит выбрать? Но
нравственный выбор, в каких бы терминах он ни формулировался, всегда
предполагает личную автономию.
Выше уже говорилось о культурологической оппозиции стыда и вины как видов
социального контроля. Точнее, существует две системы оппозиций: Ю.М.Лотман
противопоставляет страх и стыд [10], а Р.Бенедикт – стыд и вину. Думается, эти
оппозиции могут быть поняты как элементы единой, более общей системы, в которой
каждой отрицательной санкции, какими являются страх, стыд и вина, соответствует
определенное положительное начало, причем между ними существует как
генетическая, так и функциональная связь.
Чувство страха имеет инстинктивно-биологические основы, оно присуще всем
животным и выражает отношение к каким-то внешним силам. В положительном смысле
ему противостоит чувство уверенности, безопасности, защищенности. В системе
культуры страх регулирует отношения с чужими, посторонними, потенциально
враждебными "они".
Стыд – более сложное, специфически культурное образование, гарантирующее
соблюдение групповых норм, обязанностей по отношению к "своим". Его
положительный коррелят – честь, слава, признание и одобрение со стороны "своих".
Чувство стыда психологически сложнее чувства страха, предполагает более
высокий уровень осознанности. Однако оно остается партикуляристским, действуя
только внутри определенной человеческой группы: стыдиться можно только "своих".
Стыд – механизм общинно групповой. Хотя это "внутреннее" переживание, оно
предполагает постоянную оглядку на окружающих: что скажут или сказали бы они? В
переживании стыда еще нет разграничения поступка и мотива: стыдиться можно даже
случайных, не зависящих от человека обстоятельств, которые ставят его в
невыгодное положение в глазах окружающих.
Более высокий уровень интериоризации социальных норм означает появление
индивидуально – личностного контрольного механизма совести. Негативный полюс ее
– чувство и сознание вины. В отличие от стыда, побуждающего человека смотреть
на себя глазами каких-то "значимых других", чувство вины является внутренним и
субъективным, означая суд над самим собой. Виновным признает себя лишь тот, кто
осознает себя субъектом деятельности, и только в пределах своей реальной
ответственности. Зато это чувство распространяется не только на поступки, но и
на тайные помыслы. Кроме того, оно более универсально по содержанию: сфера
моральной ответственности гораздо шире прямых обязанностей по отношению к
членам своей общины, здесь гораздо больше индивидуальных различий и вариаций.
Положительный коррелят вины – чувство собственного достоинства – отличается от
славы опять-таки индивидуальностью и внутренним характером: славу воздают и
могут отнять у человека другие, достоинство же свое человек создает сам, не
нуждаясь во внешнем подтверждении. Антитеза чести, понимаемой как сословная
привилегия, и личного достоинства была впервые четко сформулирована
просветителями XVIII в., но ее идейные истоки уходят уже в древние этические
концепции.
Какой же тип регуляции преобладал в античности? По единодушному мнению
исследователей, древнегреческая культура, даже в пору ее расцвета, –
классический пример "культуры стыда". Как пишет А.Адкинс, "для победителя сам
факт победы означает kalon (нечто прекрасное, достойное похвалы. – И.К.), как
для побежденного факт поражения – всегда aischron (нечто постыдное, низкое. – И.
К.), каковы бы ни были обстоятельства победы и поражения или права сторон" [11].
В.Н.Ярхо, специально изучавший понятия стыда, вины, ответственности и совести у
Гомера и в греческой трагедии, также пришел к выводу, что "внутренняя"
мотивация складывается сравнительно поздно. Герой греческой трагедии стыдится
действий, навлекших на него позор в глазах окружающих: царь Эдип из одноименной
трагедии Софокла не знает, как он в Аиде встретится взорами с глазами отца и
матери, Геракл у Еврипида закрывает голову плащом, стыдясь смотреть в глаза
Тесею. Но их терзает не совесть, не внутреннее раскаяние в содеянном, а Эринии,
или (как Ореста у Еврипида) страх перед местью богов. Даже у Еврипида, который
уже отнюдь не уверен в прочности существующего миропорядка, "человек судит себя
не по внутренним стимулам, а по объективному результату (Федра, Геракл) либо,
страшась смерти, попросту стремится избежать всякой ответственности – и перед
коллективом, и перед собой (Орест, Гермиона)" [12].
Однако механизмы культурного контроля не столько сменяют, сколько дополняют
друг друга, причем сфера их действия может расширяться или суживаться. Запрещая
|
|