|
руках богов и жертва судьбы. Трагическое действие предполагает, что
человеческие и божественные планы не совпадают и могут столкнуться, но эти два
плана остаются в трагедии принципиально несовместимыми. Индивид уже не
растворяется в собственном деянии, но и не стал еще его полновластным автором.
Поскольку его действие вписывается в порядок времени, над которым он не властен
и которому пассивно подчиняется, значение его поступков ускользает от него и
пре восходит его. Это представление характерно не только для трагедии, но и для
обыденного сознания той эпохи. Люди не считали тогда художника или ремесленника
творцами своих произведений, полагая, что мастер лишь воплощает в материи
предшествующую и независящую от него форму. "Творение обладает большим
совершенством, чем работник, человек меньше своего дела" [5].
Однако древнегреческий канон человека не оставался неизменным на разных стадиях
развития античной цивилизации. Хотя общие черты древнегреческой культуры – ее
телесность, статуарность, ориентация на космос, а не на историю – в основном
сохраняются, усложнение взаимоотношений индивида и социума вносит в них
существенные коррективы.
Один из показателей этого – эволюция психологического словаря, отражающая
постепенную дифференциацию и автономизацию сознания и мотивационной сферы
человека, становление "внутреннего" регулятивного механизма, от личного от
"внешнего" поведения [6]. Древнегреческие слова "сома", "псюхе", "тюмос" и
"фюсис" переводятся соответственно как "тело", "душа", "дух" ("чувство") и
"природа". Но перевод этот весьма условен. Древнейшие греческие тексты не знают
ни идеи нематериальной души, ни понятия индивидуального тела. "Сома"
раннегреческих текстов – скорее совокупность органов, каждый из которых
выполняет определенные физические и психические функции. "Псюхе" у Гомера
обозначает дыхание, покидающее человека в момент смерти, живое существо и,
наконец, самое жизнь; ни каких особых эмоциональных или регулятивных функций ей
не приписывается. Материальной частью тела остается "псюхе" и у раннегреческих
философов. Правда, функции ее постепенно дифференцируются. В VII в. до н. э.
"псюхе" уже трактуется как активный источник жизни, "жизненная сила", в VI в.
до н.э. – и как источник эмоциональных переживаний. В учении Пифагора о
переселении душ "псюхе" впервые обретает индивидуальность одна и та же душа
воплощается в разных телах. В V в. до н.э. функции "псюхе" становятся еще более
разнообразными: она противопоставляется телу, испытывает чувства, является
органом смелости и отваги, выступает как самая ценная часть человека и даже как
синоним его целостности. Древнегреческие трагедии уже отличают
морально-психологические качества от их внутреннего источника, которым является
"псюхе".
Но эта дифференциация не была у греков, как и у других народов, вполне
однозначной. Уже у Гомера эмоционально-волевые процессы передаются не только
словом "псюхе", но и словом "тюмос", которое (как и латинское "фумус" и
санскритское "дхумас") первоначально обозначало дым, а затем – чувства, а также
словами "крадие" (позднейшее "кардиа"), "этор" и "кэр", означавшими "сердце".
Интеллектуальные, мыслительные процессы обозначаются словом "фрэн"
(множественное число – "фрэнес") и локализуются в грудобрюшной преграде или в
легких или "нус" (разум), местопребыванием которого считается грудь. Позднейшие
греческие философы также расходятся в этих вопросах. Гиппон считал
местопребыванием "псюхе" голову, пифагореец Филолай – сердце, Протагор и
Аполлодор – грудь, а Демокрит полагал, что "псюхе" распределена по всему телу
[7].
Эволюция психологического словаря отражает постепенное формирование идеи
субъекта, но ничего не говорит о развитии собственно самосознания.
Более информативна в этом смысле история возвратно-определительных местоимений,
слов с приставкой "сам" ("аутос" или "авт") и рефлексивных оборотов речи,
подразумевающих обращение субъекта к самому себе, обобщенная югославским
филологом К.Гантаром [8].
У гомеровского человека понятие "самости" как чего-то внутреннего,
исключительно своего еще отсутствует, он не может говорить "сам с собой".
Изречение дельфийского оракула "Познай самого себя!" первоначально, по-видимому,
просто напоминало человеку о его бессилии перед лицом богов. В древнегреческой
философии эта формула постепенно наполняется все более богатым содержанием. Уже
Гераклит говорит о "поисках себя" и "познании себя". Демокрит подчеркивает
автономию души и "собственного Я" как критерия нравственных оценок. У софиста
Горгия появляются выражения "предать самого себя", "причинить зло себе",
которые, хотя и не являются интроспективными, подчеркивают субъективность "Я".
Современник Горгия Антифон говорит о необходимости "властвовать собой" и
"преодолевать себя", видя в самообладании необходимую предпосылку справедливого
отношения к ближнему. Сократическая философия уже прямо подразумевает
внутренний диалог. Антисфен усматривает пользу философии в том, что она
помогает человеку обходиться с самим собой, "освобождая себя" в духовном смысле.
Среди рефлексивных формул, употребляемых Платоном, встречаются и
"самопознание", и речь, обращенная к самому себе, и внутренняя
удовлетворенность, и "самопреодоление", доходящее в некоторых случаях до
"войны" с собой, и "самосовершенствование".
Эти рефлексивные обороты, подчеркивает Гантар, не образуют, однако,
последовательной логической системы, поскольку под "самостью" в разных
контекстах понимаются разные вещи.
Индивидуально-личностное начало раньше всего складывается и проявляется в
поэзии, особенно в лирике (начиная уже с Архилоха). Напряженность чувств, будь
то любовный экстаз или ненависть к врагу, позволяет поэту выразить свою
|
|