|
социальной или интеллектуальной незрелости. Слишком жесткая и однозначная
структура, придавая "самости" стабильность и определенность, в то же время
ограничивает ее творческие, вариативные возможности, сводя индивидуальность к
какой-то одной, заведомо частичной, социальной роли.
Хотя историческое становление личности и ее самосознания имело целый ряд
когнитивных (развитие абстрактного мышления и способности к категоризации),
социально-структурных (разделение общественного труда и социальное расслоение
общества) и культурно-символических (признание автономии и ценности "Я")
предпосылок, процесс этот отнюдь не был линейным и даже самые общие его черты
нужно рассматривать в строго определенном конкретно-историческом контексте.
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Образ человека и тип культуры
В том безграничном слиянье былого
с грядущим,
В вечном и сущем,
Видится "я" мне, подобное чуду,
Что одиноко проходит повсюду.
Р.Тагор
Антропологически самосознание, как и сознание, возникает на основе двух
реальных предпосылок – труда и общения. В труде разделяются его побудительный
мотив (удовлетворение некоторой потребности) и непосредственное предметное
содержание (например, изготовление копья, которое будет использовано на охоте).
И это позволяет человеку отличать себя как деятеля от продуктов и результатов
своей деятельности. Общение же предполагает наличие языка и других
символических систем, опосредствующих взаимодействие людей и позволяющих
различать их не по одному, а по нескольким разным признакам.
Но труд, как показал Маркс, является не только средством самоактуализации, но в
определенных условиях способствует отчуждению человека, понижению, а то и
потере человеческого достоинства. Человек может воспринять как свою только
такую деятельность, в которой он чувствует себя относительно свободным и
которая имеет для него какую-то субъективную ценность и смысл. Подневольная
деятельность, не приносящая полезных результатов, – "сизифов труд" бессмысленна
вдвойне. Однако и результативный труд во имя чуждых интересов приносит человеку
мало радости.
Не случайно в классово антагонистических обществах самостоятельность и
инициатива угнетенных проявлялись не только в труде, но и в умении уклониться
от него. В фольклоре разных народов наряду с героем-тружеником, терпеливым и
искусным Мастером, действует герой-трикстер, лукавый обманщик, который ловко
водит за нос своих хозяев, вплоть до самого господа бога.
Работа "на себя" и "на хозяина" всегда воспринималась и выполнялась по-разному.
Производительность труда крепостного крестьянина в личном хозяйстве неизменно
была значительно выше, чем на барщине, и в этом проявлялись не только
незаинтересованность, но и своеобразный социальный протест, борьба за свое
человеческое достоинство. Если человека насильно заставляют что-то делать, он
утверждает свое достоинство неповиновением или тем, что работает небрежно,
кое-как. Пассивное сопротивление трудящихся побуждало эксплуататорские классы
создавать какие-то индивидуальные стимулы повышения производительности труда
(например, заменить барщину оброком).
Изменение отношения к труду влечет за собой изменение и ценностной иерархии
видов деятельности (соотношение труда и игры, предметной деятельности и общения,
производственных и семейно-бытовых отношений), в которых индивид
соответственно освоенным им, пропущенным через призму собственного "Я",
социально-культурному опыту и традициям усматривает преимущественную сферу
своей самореализации.
Даже такие самые общие психологические измерения и свойства, как активность,
самостоятельность (потребность в самоуправлении и способность к нему),
ответственность, интернальный локус контроля [27] и потребность в достижении
[28] культурно-специфичны. В одних культурных регионах, например, там, где
сильно влияние традиционной протестантской этики, согласно которой божественное
избрание личности проявляется в ее деловых успехах, потребность в достижении
ассоциируется, прежде всего, с идеей труда, а самоуважение – с успехами в
предметной деятельности (учебе, работе), с лидерством. Протестантская этика
представляет собой в этом смысле личностный синдром, сочетающий высокую
активность, самостоятельность, ответственность, интернальный локус контроля и
потребность в достижении, в противоположность пассивности, зависимости,
экстернальности и конформности. Но есть культуры, в которых преимущественной
сферой свободы считается игра, а ценности, связанные с групповой
принадлежностью (семья, кооперация, любовь), ставятся выше предметной
деятельности. Это неизбежно дифференцирует и свойственные этим культурам типы
самосознания. И дело не в том, что одни культуры и индивиды более активны, чем
другие, а в том, куда направлена их активность.
Термины, в которых описываются свойства личности (психологи называют их
личностными дескрипторами), также имеют ценностно-нормативный оттенок, причем
наборы желательных и нежелательных качеств у разных народов весьма сходны.
Смелость и трудолюбие везде считаются положительными, а трусость и лень –
отрицательными чертами. Но при более глубоком анализе иллюзия универсальности
|
|