Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: М.Г. Ярошевский - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-
 
психологическом конгрессе в Риме с докладом "Существует ли сознание?'', то 
сомнения, которые он тогда выразил, были плодом дискуссий - предве стников 
появления бихевиоризма, объявившего со знание своего рода пережитком времен 
алхимии и схоластики.

Свой классический труд "Мышление и речь" Л. С. Выготский предваряет указанием, 
что книга представляет собой результат почти десятилетней ра боты автора и его 
сотрудников, что многое, считав шееся вначале правильным, оказалось прямым за 
блуждением.

Выготский подчеркивал, что он подверг крити ке Ж. Пиаже и В. Штерна. Но он 
критиковал и са мого себя, замыслы своей группы (в которой выде лялся 
покончивший с собой в возрасте около 20 лет Л. С. Сахаров, имя которого 
сохранилось в мо дифицированной им методике Аха). Впоследствии

17


Выготский признал, в чем заключался просчет: "..В старых работах мы 
игнорировали то, что знаку при суще значение". Переход от знака к значению со 
вершился в диалогах, изменивших исследователь скую программу Выготского, а тем 
самым и облик его школы.

Нами были рассмотрены две Личность ученого координаты науки как системы

деятельности - когнитивная (воплощенная в логике ее развития) и коммуника 
тивная (воплощенная в динамике общения). Они не отделимы от третьей координаты 
- личностной. Творческая мысль ученого движется в пределах "по знавательных 
сетей" и "сетей общения". Но она яв ляется самостоятельной величиной, без 
активности которой развитие науки было бы чудом, а общение невозможно.

Коллективность исследовательского труда приоб ретает различные формы. Одной из 
них является на учная школа. Понятие о ней неоднозначно, и под ее именем 
фигурируют различные типологические фор мы. Среди них выделяются: а) 
научно-образователь ная школа; б) школа - исследовательский коллек тив; в) 
школа как направление в определенной обла сти знаний. Наука в качестве 
деятельности - это производство не только идей, но и людей. Без этого не было 
бы эстафеты знаний, передачи традиций, а тем самым и новаторства. Ведь каждый 
новый про рыв в непознанное возможен не иначе, как благода ря предшествующему 
(даже если последний опровер гается).

Наряду с личным вкладом ученого социокультур-ная значимость его творчества 
оценивается и по кри терию создания им школы. Так, говоря о роли И. М. Сеченова,
 его ближайший ученик М. Н. Ша-терников отмечал в качестве его главной заслуги 
то, что он с выдающимся успехом сумел привлечь моло дежь к самостоятельной 
разработке научных вопро сов и тем положил начало русской физиологической школе.


Здесь подчеркивается деятельность Сеченова как учителя, сформировавшего у тех, 
кому посчастливи лось пройти его школу (на лекциях и в лаборато рии), умения 
самостоятельно разрабатывать свои про-18


екты, отличные от сеченовских. Но отец русской фи зиологии и объективной 
психологии создал не толь ко научно-образовательную школу. В один из пери одов 
своей работы - и можно точно указать те не сколько лет, когда это происходило, 
- он руководил группой учеников, образовавших школу как иссле довательский 
коллектив.

Такого типа школа представляет особый инте рес для анализа процесса научного 
творчества. Ибо именно в этих обстоятельствах обнаруживается ре шающее значение 
исследовательской программы в управлении этим процессом. Программа является 
величайшим творением личности ученого. В ней прозревается результат, который в 
случае ее успеш ного исполнения явится миру в образе открытия, позволяющего 
вписать имя автора в летопись на учных достижений.

Разработка программы предполагает осознание ее творцом проблемной ситуации, 
созданной (не толь ко для него, но для всего научного сообщества) ло гикой 
развития науки и наличием орудий, оперируя которыми, можно было бы найти 
решение.

Научные школы - будьте исследовательская груп па, будь то направление в науке - 
не являются изо лированными образованиями. Они входят в научное сообщество 
данной эпохи, которое сплочено своими нормами и принципами. Иногда эту 
сплоченность обозначают термином "парадигма" (образец, прави ло, пример), 
который указывает на те задачи и мето ды их решения, которые сообщество ученых 
считает обязательными для всех, кто в него входит. Парадиг ма объединяет 
когнитивное и социальное. На нее ориентируется в своей деятельности отдельный 
уче ный; но он не является простым исполнителем тех правил, которые она 
предписывает. Изучение лич ностных качеств ученого позволяет проникнуть в ла 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-