|
бораторию творчества, проследить генезис и разви тие новых замыслов и идей.
Перечислим главные задачи Додачи истории истории психологии как особой
психологии отрасли знания.
Имеется определенная после довательность в смене основных "формаций" науч ного
мышления (его стилей и структур): каждая "фор-19
мания" определяет типичную для данной эпохи кар тину психической жизни.
Закономерности этой сме ны (преобразования одних категорий и понятий в другие)
изучаются историей психологии и только ею одной. Отсюда ее первая уникальная
задача: изучить закономерности развития знаний о психике. Вторая
задача-раскрыть взаимосвязь психологии с други ми науками, от которых зависят
ее достижения. Третья задача-выяснить зависимость зарождения и восприятия
знаний от социокультурного контек ста, от идеологических влияний на научное
творче ство, т. е. от запросов общества (ибо наука - не изо лированная система
и призвана отвечать на эти за просы). И, наконец, четвертая задача - изучить
роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.
ГЛАВА 11
АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Общий очерк развития античной
психологической мысли
С древнейших времен происходило взаимодейст вие культур: идеи и духовные
ценности, сложившие ся в недрах одной культуры, оказывали воздействие на другие.
Поэтому особенности древнегреческой ци вилизации не должны рассматриваться
изолирован но от достижений Востока.
Это относится и к античной философии, охватив шей всю совокупность научных
взглядов. Зарожде ние ее было обусловлено коренными изменениями в материальной
жизни людей, своеобразной "промыш ленной революцией", связанной с переходом от
брон зы к железу в сфере производства.
Широкое применение в производстве получает рабский труд. Происходит интенсивный
рост торгово-ремесленных элементов, возникают полисы (города-государства),
ремесло отделяется от сельского хозяй ства. Широко развернувшаяся классовая
борьба меж ду старой аристократией и новыми социальными группами привела к
установлению нового типа ра бовладельческого общества - рабовладельческой де
мократии.
Радикальные общественные изменения, развитие товарно-денежных отношений,
быстрое расширение экономических связей, установление морской геге монии - все
это производило глубокие преобразо вания в жизни и сознании древних греков, от
кото рых новые обстоятельства требовали предприимчиво сти, энергии, инициативы.
Расшатываются прежние верования и легенды, быстрыми темпами идет акку муляция
положительного знания-математическо го, астрономического, географического,
медицинско го. Укрепляются критический склад ума, стремление к самостоятельному
логическому обоснованию мне-21
НИИ. Мысль индивида устремляется к высоким обоб щениям, охватывающим мироздание
в едином обра зе. Появляются первые философские системы, авто ры которых берут
за первооснову мира, рождающую все неисчерпаемое богатство явлений, тот или
иной вид материи: воду (Фалес), неопределенное беско нечное вещество "алейрон"
(Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит).
Возникает не только новая картина мира, но и новая картина человека. Индивид
выводился из-под власти мифологических существ, обитающих на Олимпе. Перед ним
открывалась перспектива пости жения законов бытия посредством наблюдения и ло
гической работы ума. Принимая решение, индивид уже не мог полагаться на
сверхъестественные силы. Ему оставалось руководствоваться собственным пла ном,
ценность которого определялась степенью бли зости к миропорядку.
Гераклитовы идеи о неразрывной связи индиви дуальной души с космосом, о
процессуальном харак тере (течении, изменении) психических состояний в единстве
с допсихическими, о различных, переходя щих один в другой уровнях душевной
жизни (зачат ки генетического подхода), о подчиненности всех психических
явлений непреложным законам матери ального мира навсегда вплелись в ткань
научно-пси хологического знания.
Новые учения возникают не в континентальной Греции с ее земледельческим укладом,
а в греческих колониях на побережье Малой Азии: в Милете и Эфе се - крупнейших
|
|