Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: М.Г. Ярошевский - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-
 
середины прошлого века в психологии неизменно видели один из разделов философии.
 По этому печать конфронтации философских школ ле жит на конкретных учениях о 
психической жизни. Издавна ее естественнонаучным, материалистическим 
объяснениям противостояли идеалистические, рато вавшие за версию о духе как 
первоначале бытия. За частую идеализм соединял научное знание с религи озными 
верованиями. Но религия является отлич ной от науки сферой культуры, имеющей 
свой образ

10


мысли, свои нормы и принципы. Смешивать их не следует.

Вместе с тем ошибочно было бы считать психоло гические учения, созданные в 
русле идеалистической философии, враждебными науке. Мы увидим, сколь важную 
роль в прогрессе психологического позна ния сыграли идеалистические системы 
Платона, Лейбница, других философов, исповедовавших вер сию о природе душевных 
явлений, несовместимую с естественнонаучной картиной мира. Поскольку же этими 
явлениями поглощены различные формы куль туры - не только религия, философия, 
наука, но так же искусство, причем каждая из этих форм испыты вает свою 
историческую судьбу, то, обращаясь к ис тории психологии, надо определить 
критерии, на которые следует ориентироваться в этой области ис следований, 
чтобы реконструировать ее собственную летопись.

История науки - особая об-Предмет пасть знания. Ее предмет суще-исторап ственно 
иной, чем предмет той психологии науки, развитие которой она изу чает.

Следует иметь в виду, что об истории науки мож но говорить в двух смыслах. 
История - это реаль но совершающийся во времени и пространстве про цесс. Он 
идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те 
или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный 
компонент культуры, она возникает и .изменяется безотносительно к тому, какие 
мнения по поводу этого развития высказы вают различные исследователи в 
различные эпохи и в различных странах.

Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления 
о душе, созна нии, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, 
от чего она зависела, и призвана история психологии.

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической 
жизни. История же психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы 
открывались (порой в мучительных поисках истины) человеческому уму.


Итак, если предметом психологии является одна реальность, а именно реальность 
ощущений и вос приятий, памяти и воли, эмоций и характера, то пред метом 
истории психологии служит другая реальность, а именно - деятельность людей, 
занятых познанием психического мира.

Эта деятельность совершает-Научная ся в системе трех главных коор-деятельность 
динат: когнитивной, социальной в трех аспектах и личностной. Поэтому можно

сказать, что научная деятельность в качестве целостной системы трехаспектна.

Когнитивный аппарат выра-Логика развития жен во внутренних познаватель-науки 
ных ресурсах науки. Поскольку

наука - это производство ново го знания, они изменялись, совершенствовались. 
Эти средства образуют интеллектуальные структу ры, которые можно назвать строем 
мышления. Сме на одного строя мышления другим происходит за кономерно. Поэтому 
говорят об органическом ро сте знания, о том, что его история подвластна 
определенной логике. Никакая другая дисципли на, кроме истории психологии, эту 
логику, эту за кономерность не изучает.

Так, в XVII веке сложилось представление об ор ганизме как своего роде машине, 
которая работает подобно помпе, перекачивающей жидкость. Прежде считалось, что 
действиями организма управляет ду ша - незримая бестелесная сила. Апелляция к 
бес телесным силам, правящим телом, была в научном смысле бесперспективной.

Это можно пояснить следующим сравнением. Когда в прошлом веке был изобретен 
локомотив, группе немецких крестьян (как вспоминает один философ) объяснили его 
механизм, сущность его работы. Выслушав внимательно, они заявили: "И все же в 
нем сидит лошадь". Раз в нем сидит ло шадь, значит-все ясно. Сама лошадь в 
объясне нии не нуждается. Точно так же обстояло дело и с теми учениями, которые 
относили действия чело века за счет души. Если душа управляет мыслями и 
поступками, то все ясно. Сама душа в объяснении не нуждается.

12


 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-