|
Об этом говорит вечно поучительный пример вра щения Земли вокруг Солнца. А. С.
Пушкин в стихо творении "Движение", описывая спор отрицавшего движение софиста
Зенона с киником Диогеном, за нял сторону первого.
Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить: Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа,
забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день прея
нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.
Зоной в своей известной апории "стадия" по ставил проблему о противоречиях
между данными наблюдения (самоочевидным фактом движения) и возникающей
теоретической трудностью. Прежде чем пройти стадию (мера длины), требуется прой
ти ее половину, но прежде этого - половину по ловины и т. д., т. е. невозможно
коснуться беско-печного количества точек пространства в конеч ное время.
Опровергая эту апорию молча, простым движени ем, Диоген игнорировал Зенонов
парадокс. Пушкин же, выступив на стороне Зенона, подчеркнул вели кое
преимущество теории напоминанием об "упря мом Галилее", благодаря которому за
видимой, об манчивой картиной мира открылась истинная.
В то же время эта истинная картина, противоре чащая чувственному опыту, была
создана исходя из его показаний, поскольку использовались наблюде ния
перемещений Солнца по небосводу.
Здесь выступает еще один решающий признак на учного знания - его
опосредованность. Оно строит ся посредством присущих науке интеллектуальных
операций, структур и методов. Это целиком отно сится к научным представлениям о
психике.
На первый взгляд, ни о чем субъект не имеет столь достоверных сведений, как о
фактах своей душевной жизни (ведь "чужая душа-потемки"). Причем та кого мнения
придерживались и некоторые ученые, согласно которым психологию отличает от
других дис циплин субъективный метод, или интроспекция ("смотрение внутрь"),
особое "внутреннее зрение", позволяющее человеку выделить элементы, из кото рых
образуется структура сознания.
Однако прогресс психологии показал, что когда эта наука имеет дело с явлениями
сознания, досто верное знание о них достигается благодаря объек тивному
методу-Именно он дает возможность кос венным, опосредованным путем
преобразовать знания об испытываемых индивидом состояниях из субъективных
феноменов в факты науки. Сами по себе свидетельства самонаблюдения, самоотчеты
лич ности о своих ощущениях, переживаниях и т. п. - "сырой" материал, который
только благодаря обра ботке аппаратом науки становится ее эмпирией. Этим
научный факт отличается от житейского.
Сила теоретической абстракции и обобщений ра ционально осмысленной эмпирии
открывает зако номерную причинную связь явлений.
В отношении наук о физическом мире это для всех очевидно. Опора на изученные
законы этого мира позволяет предвосхищать грядущие явления -
например нерукотворные солнечные затмения и эф фекты производимых людьми
ядерных взрывов.
Конечно, психологии по своим теоретическим до стижениям и практике изменения
жизни далеко до физики. Изучаемые ею явления неизмеримо превос ходят физические
по своей сложности и трудности их познания. Физик А. Эйнштейн, знакомясь с опы
тами психолога Ж. Пиаже, заметил, что изучение фи зических проблем - детская
игра сравнительно с за гадками детской игры.
Тем не менее и о детской игре, как особой форме человеческого поведения,
отличной от игр животных (в свою очередь, любопытного феномена), психоло гия
знает теперь немало. Изучая детскую игру, она открыла ряд факторов и механизмов,
касающихся за кономерностей интеллектуального и нравственного развития
личности, мотивов ее ролевых реакций, ди намики социального восприятия.
Простое, всем понятное слово "игра" - крошеч ная вершина гигантского айсберга
душевной жизни, сопряженной с глубинными социальными процесса ми, историей
культуры, "излучениямл" таинствен ной человеческой природы.
Сложились различные теории игры, объясняющие посредством методов научного
наблюдения и экспе римента ее многообразные проявления. От теории и эмпирии
протянулись нити к практике, прежде все го к педагогической (но не только к
ней).
В кругу взаимосвязи теории, эмпирии и практики строится новое предметное знание.
В его построе нии обычно незримо представлены философские, ме тодологические
установки исследователей. Это ка сается всех наук, применительно же к
психологии связь с философией являлась особенно тесной. Бо лее того, до
|
|