Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: М.Г. Ярошевский - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-
 
коллективная работа людей. Развитие принципов этой работы, пе реходы от одних 
ее форм к другим изучает история психологии.

Итак, у психологии один предмет, а у истории пси хологии - другой. Их 
непременно следует разграни чивать.

Что же является предметом психологии? В самом общем определении - психика живых 
существ во всем многообразии ее проявлений. Но этим ответом нельзя 
удовлетвориться.

Следует объяснить, во-первых, какими призна ками отличается психика от других 
явлений бытия, во-вторых, чем отличаются научные воззрения на нее от любых иных.
 Надо иметь в виду, что само представление о психике не оставалось одним и тем 
же во все времена. Многие столетия обнимаемые этим понятием явления 
обозначались словом "ду ша". Да и поныне это слово часто .звучит, когда речь 
идет о психических качествах человека, при том не только тогда, когда, 
подчеркивая его поло жительные качества, говорят об его душевности. Мы увидим, 
что в истории психологии научный прогресс был достигнут, когда термин "душа" ус 
тупил место термину "сознание". Это оказалось не простой заменой слов, но 
настоящей революцией в понимании предмета психологии. Наряду с этим появилось 
понятие о бессознательной психике. Дол гое время оно оставалось в тени, однако 
в конце прошлого столетия, приобретая власть над умами, опрокинуло привычные 
взгляды на всю структуру личности и на мотивы, которые движут ее поведе нием. 
Но и этим представление о сфере, изучае мой психологией как наукой, отличной от 
других, не ограничилось. Оно радикально изменилось за счет включения в круг 
явлений, подлежащих ее ве дению, той формы жизни, которой дали имя "по ведение".
 С этим вновь совершилась революция в исследовании предмета нашей науки. Уже 
это са мо по себе говорит о глубинных изменениях, кото рые претерпели воззрения 
на предмет психологии в попытках научной мысли им овладеть, отобра-зять его в 
понятиях, адекватных природе психики, найти методы освоения этой природы.

Всегда нужно различать объект познания и его предмет. Первый существует сам по 
себе, независи мо от информированности о нем человеческих умов. Другое дело - 
предмет науки. Она его строит с по мощью специальных средств, своих методов, 
теорий, категорий.

Психические явления объективно уникальны. Поэтому уникален и предмет изучающей 
их науки. В то же время их природа отличается изначальной включенностью в 
жизнедеятельность организма, в работу центральной нервной системы, с одной сто 
роны, в систему отношений их носителя, субъекта, с социальным миром - с другой. 
Естественно поэ тому, что любая попытка освоить предметную об ласть психологии 
включала наряду с изучением то го, что испытывает субъект, его зримые и незри 
мые зависимости от природных (включая жизнь организма) и социальных факторов 
(различных форм взаимоотношений индивида с другими людь ми). Когда изменялись 
взгляды на организм и на общество, тогда новым содержанием обогащались и 
научные данные о психике..

Стало быть, чтобы познать предмет психологии, нельзя ограничиться тем обширным 
кругом явлений, которые знакомы каждому из собственных пережи ваний и 
наблюдений за окружающими, из своего пси хологического опыта.

Человек, никогда не изучавший физику, тем не менее в практике своей жизни 
познает и различает физические свойства вещей, их твердость, горю честь и т. д. 
Равным образом, не изучая психоло гии, человек способен разбираться в 
психическом облике своих ближних. Но подобно тому как наука раскрывает перед 
ним устройство и законы физи ческого мира, она просвечивает своими понятия ми 
тайны психического мира, позволяет проник нуть в законы, которые им правят. Шаг 
за шагT их осваивала пытливая научная мысль, передавая крупицы добытых ею истин 
новым энтузиастам. Уже это само по себе говорит нам, что предмет науки 
историчен. И эта история вовсе не оборва лась на сегодняшних рубежах.


Вот почему знание о предмете психологии не возможно без выяснения его 
"биографии", без вос создания "драмы идей", в которой были задейст вованы и 
величайшие умы человечества, и скром ные труженики науки.

Поскольку мы затронули вопрос, касающийся от личия житейской мудрости от 
научного знайия, сле дует хотя бы кратко оценить специфику последнего.

Научное знание принято де-Теоретическое лить на теоретическое и эмпири-в 
эмпирическое ческое. Слово "теория" греческо-знание го происхождения. Оно 
означает систематически изложенное об общение, позволяющее объяс нять и 
предсказывать явления. Обобщение соотно сится с данными опыта, или (опять же 
по-гречески) эмпирии, т. е. наблюдений и экспериментов, требу ющих прямого 
контакта с изучаемыми объектами.

Зримое благодаря теории "умственными очами" способно дать верную картину 
действительности , тог да как эмпирические свидетельства органов чувств - 
иллюзорную.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-