Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: М.Г. Ярошевский - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-
 
свое го существования в изменившемся мире. Эти сдвиги

47


в реальном положении и в самоощущении личности наложили отпечаток на 
представления о ее душев ной жизни.

Вера в могущество разума, в великие интеллекту альные достижения прежней эпохи 
ставится под со мнение. Возникает философия скептицизма, реко мендующая вообще 
воздерживаться от суждений, ка сающихся окружающего мира, по причине их 
недоказуемости, относительности, зависимости от обычаев и т. п. (Пиррон, конец 
IV .века до н. э.). Такая интеллектуальная установка исходила из эти ческой 
мотивации. Предполагалось, что отказ от по исков истины позволит обрести 
душевный покой, до стичь состояния атараксии (от греческого слова, оз начающего 
отсутствие волнений).

Идеализация образа жизни мудреца, отрешен ного от игры внешних стихий и 
благодаря этому способного сохранить свою индивидуальность в не прочном мире, 
противостоять потрясениям, угро жающим самому существованию, направляла ин 
теллектуальные поиски двух других доминировав ших в эллинистический период 
философских школ - стоиков и эпикурейцев. Связанные корня ми со школами 
классической Греции, они тереос-мыслили их идейное наследство соответственно ду 
ху новой эпохи.

Школа стоиков возникла в Стоики *веке до н. э. Она получила

свое название по имени того ме ста в Афинах ("стоя"- портик храма), где ее осно 
ватель Зенон (не смешивать с софистом Зеноном) проповедовал свое учение. 
Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модифика ций 
огненного воздуха - пневмы, стоики считали че ловеческую душу одной из таких 
модификаций.

Под пневмой (исходное значение слова-вдыха емый воздух) первые натурфилософы 
понимали еди ное природное, материальное начало, которое про низывает как 
внешний физический космос, так и жи вой организм и пребывающую в нем псюхе (т. 
е. область ощущений, чувств, мыслей).

У Анаксимена, как у Гераклита и других натурфи лософов, воззрение на псюхе как 
частицу воздуха или огня означало ее порождаемость внешним, матери

ма


альным космосом. У стоиков же слияние псюхе и природы приобрело иной смысл. 
Сама природа спи-ритуал изировалась, наделяясь признаками, свойст венными 
разуму-но не индивидуальному, а сверхиндивидуальному.

Согласно этому учению мировая пневма идентич на мировой душе, "божественному 
огню", который является Логосом или, как считали позднейшие сто ики,- судьбой. 
Счастье человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу.

Как и их предшественники в классической Гре ции, стоики верили в примат разума, 
в то, что чело век не достигает счастья из-за незнания, в чем оно состоит. Но 
если прежде существовал образ гармо ничной личности, в полноценной жизни 
которой сли ваются разумное и чувственное (эмоциональное), то у мыслителей 
эллинистической эпохи, в обстановке социальных невзгод, страха, 
неудовлетворенности, тревоги, отношение к эмоциональным потрясени ям - аффектам 
- изменилось.

Стоики объявили аффектам войну, усматривая в них "порчу разума", поскольку 
возникают они в результате "неправильной" деятельности ума. Удо вольствие и 
страдание - ложные суждения о на стоящем; желание и страх - столь же ложные суж 
дения о будущем. От аффектов следует лечить, как от болезней. Их нужно "с 
корнем вырывать из ду ши". Только разум, свободный от любых эмоцио нальных 
потрясений (как положительных,, так и отрицательных), способен правильно 
руководить поведением. Именно это позволяет человеку вы полнять свое 
предназначение, свой долг и сохра нять внутреннюю свободу.

Эта этика-психологическая доктрина обычно со прягалась с установкой, которую, 
говоря современ ным языком, можно было бы назвать психотера певтической. Люди 
испытывали потребность в том, чтобы устоять перед превратностями и драматиче 
скими поворотами жизни, лишающими душевного равновесия. Изучение мышления и его 
отношения к эмоциям не имело абстрактно-теоретический ха рактер, а соотносилось 
с реальной жизнью, с обу чением искусству жить. Все чаще к философам об 
ращались для обсуждения и решения личных, нрав-49


ственных проблем. Из искателей истин они пре вращались в целителей душ, какими 
позже стали священники, духовники.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-