Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: М.Г. Ярошевский - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-
 
Положение личности в обществе коренным обра зом изменилось. Свободный грек 
утрачивал связь с родным городом, стабильной социальной средой и оказывался 
перед лицом непредсказуемых перемен. Со все большей остротой он ощущал зыбкость 
свое го существования в изменившемся мире. Эти сдвиги

47


в реальном положении и в самоощущении личности наложили отпечаток на 
представления о ее душев ной жизни.

Вера в могущество разума, в великие интеллекту альные достижения прежней эпохи 
ставится под со мнение. Возникает философия скептицизма, реко мендующая вообще 
воздерживаться от суждений, ка сающихся окружающего мира, по причине их 
недоказуемости, относительности, зависимости от обычаев и т. п. (Пиррон, конец 
IV .века до н. э.). Такая интеллектуальная установка исходила из эти ческой 
мотивации. Предполагалось, что отказ от по исков истины позволит обрести 
душевный покой, до стичь состояния атараксии (от греческого слова, оз начающего 
отсутствие волнений).

Идеализация образа жизни мудреца, отрешен ного от игры внешних стихий и 
благодаря этому способного сохранить свою индивидуальность в не прочном мире, 
противостоять потрясениям, угро жающим самому существованию, направляла ин 
теллектуальные поиски двух других доминировав ших в эллинистический период 
философских школ - стоиков и эпикурейцев. Связанные корня ми со школами 
классической Греции, они п-ереос-мыслили их идейное наследство соответственно 
ду ху новой эпохи.

Школа стоиков возникла в Стоики IVbeke до н. э. Она получила

свое название по имени того ме ста в Афинах ("стоя" - портик храма), где ее 
осно ватель Зоной (не смешивать с софистом Зеноном) проповедовал свое учение. 
Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модифика ций 
огненного воздуха - пневмы, стоики считали че ловеческую душу одной из таких 
модификаций.

Под пневмой (исходное значение слова-вдыха емый воздух) первые натурфилософы 
понимали еди ное природное, материальное начало, которое про низывает как 
внешний физический космос, так и жи вой организм и пребывающую в нем псюхе (т. 
е. область ощущений, чувств, мыслей).

У Анаксимена, как у Гераклита и других натурфи лософов, воззрение на псюхе как 
частицу воздуха или огня означало ее порождаемость внешним, матери-48


одновременно обучая и детей, и взрослых культуре чувств.

Говоря о нравственности, Платон подчеркивал, что нравственно только абсолютно 
правильное и совер шенное поведение, а любые отклонения от правила, даже с 
самыми лучшими целями, уже являются про ступком.

В отличие от него Аристотель подчеркивал значе ние самого стремления к, 
нравственному поведению. Таким образом, он поощрял попытки ребенка, пусть и 
неудачные, "быть хорошим", создавая тем самым дополнительную мотивацию.

Итак, Аристотель преобразовал ключевые объ яснительные принципы психологии: 
системности (организации), развития, детерминизма. Душа для Аристотеля - не 
особая сущность, а способ орга низации живого тела, представляющего собой сис 
тему; душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать 
то, что действу ет на тело в данный момент, но и сообразовывать ся с будущей 
целью.

Аристотель открыл и изучил множество конкрет ных психических явлений. Но 
"чистых фактов" в на уке нет. Любой факт по-разному видится в зависи мости от 
теоретического угла зрения, от тех катего рий и объяснительных схем, которыми 
вооружен исследователь. Обогатив объяснительные принципы, Аристотель представил 
совершенно иную, сравни тельно с предшественниками, картину устройства, функций 
и развития души.

Как уже говорилось, после по-Психологические ходов македонского царя 
Алек-воззрения в эпоху сандра (IV век до н. э.) возникла эллинизма крупнейшая 
монархиядревности.

Ее последующий распад открыл новый период в истории древнего мира - эллини 
стический - с характерным для него синтезом эле ментов культур Греции и стран 
Востока.

Положение личности в обществе коренным обра зом изменилось. Свободный грек 
утрачивал связь с родным городом, стабильной социальной средой и оказывался 
перед лицом непредсказуемых перемен. Со все большей остротой он ощущал зыбкость 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-