Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: М.Г. Ярошевский - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-
 
разграничения по служило различие между функциями мышления. Зна ние как таковое,
 само по себе не делает человека нравственным. Его добродетели зависят не от 
зна ния и не от природы, которая только потенциально наделяет индивида 
задатками, из которых в дальней шем могут развиваться его качества. Они формиру 
ются в реальных поступках, придающих человеку оп ределенную чеканку. Это 
связано также с тем, как он относится к своим чувствам (аффектам).

Поступок сопряжен с аффектом. Каждой ситуа ции соответствует оптимальная 
аффективная реак ция на нее. Когда она является избыточной или недостаточной, 
люди поступают дурно. Соотнося

45


мотивацию с нравственной оценкой поступка, Ари стотель сближал биологическое 
учение о душе с эти кой. "Всякий в состоянии гневаться и это легко, также и 
выдавать деньги и тратить их, но не вся кий умеет и не легко делать это по 
отношению к тому, к кому следует и ради чего и как следует". Если аффект 
(эмоциональное состояние) и дейст вие адекватны ситуации, то расходование денег 
принято называть щедростью: если неадекватны - то либо расточительством, либо 
скупостью. Пра вильный способ реагирования необходимо выраба тывать опытом, 
изучением других и самого себя, упорным трудом. Человек есть то, что он сам в 
се бе воспитывает, вырабатывает.

Аристотель впервые заговорил о природосооб-разности воспитания и необходимости 
соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка. Он 
предложил периодизацию, ос новой которой явилась выделенная им структура души. 
Детство он разделил на три периода: до 7 .лет, от 7 до 14 и от 14 до 21 года. 
Для каждого из этих периодов должна быть разработана определен ная система 
воспитания. Например, говоря о до школьном возрасте. Аристотель подчеркивал, 
что в этот период важнейшее место занимает форми рование растительной души; 
поэтому для малень ких детей такое значение имеет режим дня, пра вильное 
питание, гигиена. Школьникам необходи мо развивать и другие свойства, в 
частности движения (при помощи гимнастических упражне ний), ощущения, память, 
стремления. Нравствен ное воспитание должно основываться на упражне нии в 
нравственных поступках.

Если Платон считал чувство злом, то Аристо тель, напротив, писал е важности 
воспитания чувств детей, подчеркивая необходимость умеренности и разумного 
соотнесения чувств с окружающим. Боль шое значение он отводил аффектам, которые 
воз никают независимо от воли человека и борьба с которыми силой одного разума 
невозможна. Поэ тому он подчеркивал роль искусства. Особенно ис кусства 
драматического, которое, вызывая соответ ствующие эмоции у зрителей и 
слушателей, спо собствует катарсису, т. е. очищению от аффекта,

46


одновременно обучая и детей, и взрослых культуре чувств.

Говоря о нравственности, Платон подчеркивал, что нравственно только абсолютно 
правильное и совер шенное поведение, а любые отклонения от правила, даже с 
самыми лучшими целями, уже являются про ступком.

В отличие от него Аристотель подчеркивал значе ние самого стремления к 
нравственному поведению. Таким образом, он поощрял попытки ребенка, пусть и 
неудачные, "быть хорошим", создавая тем самым дополнительную мотивацию.

Итак, Аристотель преобразовал ключевые объ яснительные принципы психологии: 
системности (организации), развития, детерминизма. Душа для Аристотеля - не 
особая сущность, а способ орга низации живого тела, представляющего собой сис 
тему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать 
то, что действу ет на тело в данный момент, но и сообразовывать ся с будущей 
целью.

Аристотель открыл и изучил множество конкрет ных психических явлений. Но 
"чистых фактов" в на уке нет. Любой факт по-разному видится в зависи мости от 
теоретического угла зрения, от тех катего рий и объяснительных схем, которыми 
вооружен исследователь. Обогатив объяснительные принципы, Аристотель представил 
совершенно иную, сравни тельно с предшественниками, картину устройства, функций 
и развития души.

Как уже говорилось, после по-Психологические ходов македонского царя 
Алек-воззрения в эпоху сандра (IV век до н. э.) возникла эллинизма крупнейшая 
монархиядревности.

Ее последующий распад открыл новый период в истории древнего мира - эллини 
стический - с характерным для него синтезом эле ментов культур Греции и стран 
Востока.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-