|
Аристотель был как философом, так и натуралис том-исследователем природы. Одно
время он обу чал наукам юного Александра Македонского, ко торый впоследствии
приказал отправлять своему старому учителю образцы растений и животных из
завоеванных стран.
Накапливалось огромное количество фактов - сравнительно-анатомических,
зоологических, эмб риологических и других, ставших опытной основой наблюдений и
анализа поведения живых существ. Обобщение этих фактов, в первую очередь
биологи ческих, стало основой психологического учения Ари стотеля и
преобразования главных объяснительных принципов психологии: организации,
закономерно сти, причинности.
Уже сам термин "организм" требует рассматри вать его под углом зрения
организации, то есть упо рядоченности целого для достижения какой-либо це ли
или для решения какой-либо задачи. Устройство этого целого и его работа
(функция) неразделимы. "Если бы глаз был живым существом, его душой бы ло бы
зрение", - говорил Аристотель.
Душа мыслилась Аристотелем как способ орга низации живого тела, действия
которого носят це лесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым
организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению.
Она не может существовать без тела и в то же вре-43
мя не является телом. Душу от тела отделить нель зя. Тем самым отвергались
версии о прошлом и бу дущем души, способах ее соединения с внешним для нее
материальным телом. Не сама по себе ду ша, но тело благодаря ей учится,
размышляет и дей ствует. Первичный уровень этих отношений пред ставлен в
процессах питания ("растительная душа") как ассимиляция живым телом необходимых
для его существования материальных веществ. Это от ношение предполагает
специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглоща ется
живым телом иначе, чем неорганическим, а именно - путем целесообразного
распределения "в пределах границы и закона". Такой специфический для живого
организма способ усвоения внешнего и следует, согласно Аристотелю, считать
душой в ее самой фундаментальной биологической форме. Ис ходным для жизни
является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип
Аристотель распространил на другие уровни дея тельности души, прежде всего на
чувственные впе чатления, на способность ощущать, которая трак туется им как
особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от
пи тания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.
Душа обладает различными способностями как сту пенями ее развития: растительной,
чувственной и ум ственной (присущей только человеку). Применитель но к
объяснелию души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и
способного к жиз ни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении
есть нечто отличное от тела. Иерар хия уровней познавательной деятельности
заверша лась "верховным разумом", который не смешивался ни с чем телесным и
внешним.
Начало познания-.это чувственная способность. Она запечатлевает форму вещей
подобно тому, как "воск Принимает оттиск печати без железа и золо та". В таком
процессе уподобления живого тела внеш ним объектам Аристотель придавал большое
значе ние особому центральному органу, названному "об щим чувствилищем". Этот
центр познает общие для всех ощущений качества - движение, величину, фи-44
гуру и т. л. Благодаря ему становится возможным и различение субъектом
модальностей ощущений (цве та, вкуса, запаха).
Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с
органами чувств и дви жений посредством циркуляции крови. Внешние впе чатления
организм запечатлевает в виде образов "фан тазии" (под этим понимались
представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассо циации
трех видов-смежности (если два впечатле ния следовали друг за другом, то
впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. (Эти открытые
Аристотелем законы стали основой направ ления, которое впоследствии получило
имя ассоциа тивной психологии.)
Аристотель придерживался, говоря современным языком, системного подхода, так
как рассматривал живое тело и его способности, как целесообразно дей ствующую
систему. Его важным вкладом является так же утверждение идеи развития, ибо он
учил, что спо собность высшего уровня возникает на основе пред шествующей,
более элементарной. Аристотель соотносил развитие отдельного организма с разви
тием всего животного мира. В отдельном человеке повторяются при его превращении
из младенца в зре лое существо те ступени, которые прошел за свою историю
органический мир. В этом обобщении в за чаточной форме была заложена идея,
названная впос ледствии биологическим законом.
Аристотель разграничил теоретический и практи ческий разум. Принципом Такого
|
|