Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: М.Г. Ярошевский - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-
 
Исследования Платона заложили новые тенден ции Не только в философии, но и в 
психологии. Он впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль 
внутренней речи и активность мышления. Он также впервые представил душу не как 
целостную организацию, но как определенную структуру, кото рая испытывает 
давление противоположных тенден ций, конфликтующих мотивов, которые не всегда 
воз можно примирить с помощью разума. (Эта идея Пла тона о внутреннем конфликте 
души станет особенно актуальной в психоанализе, в то время как его под ход к 
проблеме познания отразится на позиции ра ционалистов.)

Знание о душе - от его зачатков на античной почве до современных представлений 
- развива лось, с одной стороны, в соответствии с уровнем знаний о внешней 
природе, с другой - в результа те освоения культурных ценностей. Ни природа, ни 
культура сами по себе не образуют область пси хического, однако последняя не 
может существо вать без взаимодействия с ними. Философы до Сократа, размышляя о 
психических явлениях, ори ентировались на природу, искали в качеств экви 
валента этих явлений одну из природных стихий, образующих единый мир, которым 
правят естест венные законы. Лишь сравнив это представление с древней верой в 
лущи как особые двойники тел, можно ощутить взрывную силу той философии, ко 
торую исповедовали Гераклит, Демокрит, Анакса гор и другие древнегреческие 
мыслители. Они раз рушили старое мировоззрение, где все земное, в том числе 
психическое, ставилось в зависимость от прихоти богов, сокрушили мифологию, 
которая в течение тысячелетий царила в умах людей, возвы сили разум и 
способность человека логически мыслить, попытались найти реальные причины яв 
лений.

Это была великая интеллектуальная революция, от которой следует вести отсчет 
научного знания о психике. После софистов и Сократа в объяснениях

41


сущности Лущи наметился переворот к пониманию ее как феномена культуры, ибо 
входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы невыводимы из 
вещества природы. Они суть порож дения духовной культуры.

Для представителей обеих ориентаций - "природ ной" и "культурной" - душа 
выступала как внеш няя по отношению к организму реалия, либо веще ственная 
(огонь, воздух), либо бесплотная (средото чие понятий, общезначимых норм). Шла 
ли речь об атомах (Демокрит) или об идеальных формах (Пла тон)- предполагалось, 
что то и другое попадает в организм извне, со стороны.

Аристотель (384-322 гг. до

Аристотель: н. э.) преодолел эти воззрения, душа - способ открыв новую эпоху в 
понима-оргаиизации тела НИИ души как предмета психоло гического знания. Его 
источни ком стали для Аристотеля не физические тела и бес-телеснйе идеи, но 
организм, где телесное и, духов ное образуют нераздельную целостность. Душа, по 
Аристотелю, - не самостоятельная сущность, а фор ма, способ организации живого 
тела. Тем самым бы ло покончено и с наивным анимистическим дуализ мом, и с 
изощренным дуализмом Платона.

Аристотель был сыном медика при македон ском царе и сам готовился к медицинской 
профес сии. Явившись семнадцатилетним юношей в Афины к шестидесятилетнему 
Платону, он не сколько летзани№лся в его Академии, с которой в дальнейшем 
порвал. Известная картина Рафаэля "Афинская школа" изображает Платона указываю 
щим рукой на небо. Аристотеля - на землю. В этих образах запечатлено различие в 
ориентации двух великих мыслителей. По Аристотелю, идейное богатство мира 
скрыто в чувственно восприни маемых земных вещах и раскрывается в прямом об 
щении с ними.

На окраине Афин Аристотель создал собственную школу, названную Ликеем (позже 
словом "лицей" стали называть привилегированные учебные заведе ния). Это была 
крытая галерея, где Аристотель, обыч но прогуливаясь, вел занятия. "Правильно 
думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому

42


представляется, что душа, не может существовать без тела и не является телом".

Кто же имелся, в виду под теми, кто "правильно думает"? Очевидно, что не 
натурфилософы, для ко торых душа - это тончайшее тело. Но и не Пла тон, 
считавший душу паломницей, странствующей по телам и другим мирам. Решительный 
итог раз мышлений Аристотеля: "Душу от тела отделить нельзя" - противоречил 
взглядам Платона на про шлое и будущее души. Выходит, что "правильным" 
Аристотель считал собственное понимание, соглас но которому переживает, мыслит, 
учится не душа, а целостный организм. "Сказать, что душа гнева ется, - писал он,
 - равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или 
постройкой дома".
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-