|
создать универ сальную концепцию, *объединяющую человека и
' Согласно воззрениям Пифагорейской школы (об ос нователе которой нет
достоверных сведений) мироздание имеет не вещественную, а
арифметически-геометрическую структуру. Во всем существующем царит гармония,
имею щая числовое выражение.
38
космос, Платон считал, что окружающие предметы являются результатом соединения
души, идеи, с не одушевленной материей.
Платон считал, что существует идеальный мир, в котором находятся души, или идеи,
вещей, те совер шенные образцы,, которые становятся прообразами реальных
предметов. Совершенство этих образцов не досягаемо для предметов, но заставляет
стремиться быть похожими на них. Таким образом, душа явля ется не только идеей,
но и целью реальной вещи. В принципе идея Платона является общим понятием,
которого нет в реальной жизни, но отображением которого являются все вещи,
входящие в это поня тие. Так, не существует какого-то обобщенного че ловека, но
каждый из людей является, как бы вариа цией понятия "человек".
Поскольку понятие неизменно, то и идея, или ду ша, с точки зрения Платона,
постоянна, неизменна и бессмертна. Она является хранительницей нравст венности
человека. Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться
и направ ляться разумом, а не чувствами, и выступал против Демокрита и его
теории детерминизма, утверждая воз можность свободы человека, свободы его
разумного поведения. Душа, по Платону, состоит из трех час тей: вожделеющей,
страстной и разумной. Вожделе ющая и страстная души должны подчиняться разум
ной, которая одна может сделать поведение нравст венным. В своих диалогах
Платон уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями. Черный конь -
вожделеющая душа - не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как
он стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Бе лый конь -
страстная душа, хотя и старается идти своей дорогой, но не всегда слушается
возницу и нуж дается в постоянном присмотре. И, наконец, разум ную часть души
Платон отождествляет с возницей, который ищет правильный путь и направляет по
не му колесницу, управляя конем. В описании души Пла тон придерживается четких
черно-белых критериев, доказывая, что есть плохие и хорошие части души:
разумная часть для него является однозначно хоро шей, в то время как
вожделеющая и страстная - пло хими, более низкими.
39
Так как душа постоягага и человек не может ее изменить, то и содержание тех
знаний, которые хра нятся в душе, тоже неизменно, и открытия, совер шаемые
человеком, являются по сути не открытия ми чего-то нового, но лишь осознанием
того, что уже хранилось в душе. Таким образом, процесс мыш ления Платон понимал
как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при
вселении в тело. И само мышление, которое, он считал главным когнитивным
процессом, по сути яв ляется мышлением репродуктивным, а не творческим (хотя
Платон и оперирует понятием "интуиция", ве дущим для творческого мышления).
Исследуя познавательные процессы, Платон го ворил об ощущении, памяти и
мышлении, причем он первым заговорил о памяти как о самостоятель ном
психическом процессе. Он дает памяти опреде ление-"отпечаток перстня на воске"-
и считает ее одним из важнейших этапов в процессе познания окружающего. Сам
процесс познания у Платона, как уже говорилось, представал в виде припоминания;
таким образом, память являлась хранилищем всех зна ний, как осознаваемых, так и
не осознанных в дан ный момент.
Однако Платон считал память, как и ощущения, пассивным процессом и
противопоставлял их мыш лению, подчеркивая его активный характер. Актив ность
мышления обеспечивается его связью с речью, о чем говорил еще Сократ. Платон
развива ет идеи Сократа, доказывая, что мышление есть ди алог души с собой
*говоря современным языком - внутренняя речь). Однако развернутый во времени и
осознанный процесс логического мышления не может передать всю полноту знаний,
так как опи рается на исследование окружающих предметов, то есть копий
настоящих знаний о предметах. Тем на менее возможность проникнуть в суть вещей
у че ловека существует, и связана она с интуитивным мышлением, с проникновением
в глубину души, ко торая хранит истинные знания. Они открываются человеку сразу,
целиком. (Этот мгновенный про цесс похож на"инсайт", который позднее будет
описан гештальт-психологией. Однако несмотря на процессуальную схожесть
интуитивного мышления
40
с "инсайтом" они различны, по содержанию, так как озарение Платона связано не с
открытием но вого, но лишь с осознанием того, что уже храни лось в душе.)
|
|