Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: М.Г. Ярошевский - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-
 
оценивать их по ведение. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает 
познавать и самого себя. Таким образом, Сократ приходит к важнейшему положе нию 
своих взглядов, связанному с переносом цен тра исследовательских интересов с 
окружающей действительности на, человека. Девиз Сократа гласил: "Познай самого 
себя". Под познанием самого себя Сократ разумел не об ращение "вовнутрь" - к 
собственным переживани ям и состояниям сознания (само понятие о созна нии к 
тому времени еще не вычленилось), а анализ поступков и отношений к ним, 
нравственных оце нок и норм человеческого поведения в различных жизненных 
ситуациях. Это вело к новому понима нию сущности души.

Если софисты приняли за исходный пункт отно шение человека не к природе, а к 
другим людям, то

36

для Сократа важнейшим становится отношение че ловека к самому себе как носителю 
интеллектуаль ных и нравственных качеств. Впоследствии даже го ворили, что 
Сократ был пионером психотерапии, пы таясь с помощью слова обнажить то, что 
скрыто за внешними проявлениями работы ума.

Во всяком случае, в его методике таились идеи, сыгравшие через много столетий 
ключевую роль в психологических исследованиях мышления. Во-пер вых, работа 
мысли ставилась в зависимость от зада чи, создающей препятствие для ее 
привычного тече ния. Именно такой задачей становилась система воп росов, 
которые Сократ обрушивал на собеседника, пробуждая тем самым его умственную 
активность. Во-вторых, эта активность изначально носила харак тер диалога. Оба 
признака: а) направленность мыс ли, создаваемая задачей, и б) диалогизм, 
предпола гающий, что познание изначально социально, по скольку коренится в 
общении субъектов,-стали в XX веке главными ориентирами экспериментальной 
психологии мышления.

Об этом философе, ставшем на все века идеа лом бескорыстия, честности, 
независимости мыс ли, мы знаем со слов его учеников. Сам же он ни когда ничего 
не писал и считал себя не учителем мудрости, а человеком, пробуждающим в других 
стремление к истине.

После Сократа, в центре интересов которого бы ла преимущественно умственная 
деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, по нятие о душе 
наполнилось новым предметным со держанием. Его составляли совершенно особые сущ 
ности, которых физическая природа не знает.

Идеи, выдвинутые Сократом, были развернуты в теории его выдающегося ученика 
Платона.

Платон (428-348 гг. до н. э.)

Платон: душа родился в знатной афинской и царство идей семье. Его 
разносторонние спо собности стали проявляться очень рано и послужили основанием 
для многих ле генд, самая распространенная из которых приписы вает ему 
божественное происхождение (делает его сы ном Аполлона). Настоящее имя Платона 
- Аристокл, но еще в юности он получает новое имя - Платон,

37


что значит широкоплечий (в ранние годы он увле кался гимнастикой). Платон 
обладал поэтическим да ром, его философские произведения написаны 
вы-соколитературным языком, в них много художест венных описаний, метафор. 
Однако увлечение философией, идеями Сократа, чьим учеником он ста новится в 
Афинах, отвлекло Платона от первоначаль ного намерения посвятить свою жизнь 
поэзии. Вер ность философии и своему великому наставнику Пла тон пронес через 
всю жизнь. После трагической смерти Сократа Платон покидает Афины, дав клятву 
никогда больше не возвращаться в этот город.

Его путешествия длились около десяти лет и за кончились трагически - он был 
продан в рабство си цилийским тираном Дионисием, который вначале призвал 
Платона помочь ему в строительстве иде ального государства. Друзья Платона, 
узнав об этом, собрали необходимую для выкупа сумму, но Платон к этому времени 
был уже освобожден. Тогда собран ные деньги были вручены Платону, и он купил 
уча сток земли на северо-западной окраине Афин и ос новал там свою школу, 
которую назвал Академией. Уже в преклонные годы Платон делает вторичную попытку 
участия в государственных делах, пытаясь создать идеальное государство уже 
совместно с сы ном Дионисия - Дионисием младшим, однако и эта попытка 
окончилась неудачей. Разочарование в ок ружающем омрачило последние годы жизни 
Плато на, хотя он был до конца дней окружен многими уче никами и 
последователями, среди которых был Ари стотель.

Платон опирался не только на идеи-Сократа, но и На некоторые положения 
пифагорейцев', в частно сти на обожествление числа. Над воротами Акаде мии 
Платона было написано: "Не знающий геомет рии да не войдет сюда". Стремясь 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-