|
"софист" стало применяться к лжемудрецам, вы дающим с помощью различных уловок
мнимые доказательства за истинные. Но в истории психоло гического познания
деятельность софистов открыла новый объект: отношения между людьми, изучаемые с
использованием средств, которые призваны дока зать и внушить любое положение
независимо от его достоверности.
В связи с этим детальному обсуждению были подвергнуты приемы логических
рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и
воспринимаемыми предметами. Как можно что-либо передать посредством языка, спра
шивал софист Горгий, если его звуки ничего общего не имеют с обозначаемыми ими
вещами. И это не было лишь логическим ухищрением, но поднимало реальную
проблему. Она, как и другие вопросы, обсуждавшиеся софистами, подготав ливала
развитие нового направления в понимании души .
Были оставлены поиски природной "материи" ду ши. На передний план выступило
изучение речевой и мыслительной деятельности с точки зрения ее ис пользования
для манипулирования людьми. Их по ведение ставилось в зависимость не от
материаль ных причин, как то представлялось прежним фило софам, вовлекшим душу
в космический круговорот. Теперь она попадала в сеть произвольных
логико-лингвистических хитросплетений. Из представлений о душе исчезали
признаки ее подчиненности стро гим законами неотвратимым причинам, действую щим
в физической природе. Язык и мысль лишены подобной неотвратимости; они полны
условностей и зависят от человеческих интересов и пристрастий. Тем самым
действия души приобретали зыбкость и неопределенность.
Вернуть действиям души прочность и надежность, но коренящиеся не в вечных
законах макрокосма, а во внутреннем строе самой души, стремился один из самых
замечательных мыслителей древнего мира Со крат (469-399 гг. до н. э.).
34
Сын ваятеля и акушерки, он, Сократ: познай получив общее для афинян того самого
себя времени образование, стал фило софом, обсуждавшим проблемы теории познания,
этики, политики, педагогики с любым человеком, согласившимся отвечать на его
вопросы в любом месте - на улице, на рыночной площади, в любое время. Сократ, в
отличие от со фистов, не брал денег за философствование, и среди его слушателей
были люди самого различного иму щественного положения, образования, политиче
ских убеждений, идейного и нравственного скла да. Смысл деятельности Сократа
(она получила название "диалектика" - нахождение истины с по мощью беседы)
состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов по
мочь собеседнику найти истинный ответ (так на зываемый сократический метод) и
тем самым при вести его от неопределенных представлений к ло гически ясному
знанию обсуждаемых предметов. Обсуждению подвергался обширный круг "житей ских
понятий" о справедливости, несправедливо сти, добре, красоте, мужестве и т. д.
Сократ считал своим долгом принимать актив ное участие в общественной жизни
Афин. При этом он далеко не всегда соглашался с мнением боль шинства в народном
собрании и в суде присяж ных, что требовало немалого мужества, особенно в
период правления "тридцати тиранов". Свои не согласия с большинством Сократ
считал результа том, того, что он всегда стремился к соблюдению законов и
справедливости, о которых не всегда за ботится большинство людей. Он был
обвинен в том, что "не чтит богов и развращает юношество", и приговорен к
смерти 361 голосом из 500 судей. Со крат мужественно принял приговор, выпив яд
и отверглуа планы своих учеников о побеге как спасении.
Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только живая .беседа приводит
к нужному ре зультату-воспитанию личности. Поэтому трудно полностью
реконструировать его взгляды, о кото рых нам известно из трех основных
источников - комедий Аристофана, воспоминаний Ксенофонта
У 35
и сочинений Платона. Все эти авторы подчеркива ют, что именно Сократ впервые
рассматривал ду шу прежде всего как источник нравственности че ловека, а не как
источник активности тела (как это было принято в теориях Гераклита и Демокрита).
Сократ говорил о том, что душа - психическое ка чество индивида, свойственное
ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Такой
подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому одновремен
но с возникновением взгляда на связь души с нрав ственностью возникает и новый
взгляд на нее, ко торый позже был разработан учеником Сократа Платоном .
Говоря о нравственности, Сократ связывал ее с поведением человека.
Нравственность - это бла го, реализуемое в поступках людей. Однако для то го,
чтобы оценить тот или иной поступок как нрав ственный, надо предварительно
знать, что такое благо. Поэтому Сократ связывал нравственность с разумом,
считая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно
этому знанию. Например, храбр тот человек, который знает, как нужно вести себя
в опасности, и поступает соот ветственно своим знаниям. Поэтому прежде всего
надо обучить людей, показать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже
|
|