Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: М.Г. Ярошевский - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-
 
организма; душевные качества ставились в за висимость от телесных. О роли 
нервной системы в

31

ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, 
гуморальной (от лат. "гумор" - жидкость).

Гуморальная направленность Алкмеон: мозг-мышления древнегреческих ме-орган души 
ликов вовсе не означала, что они

игнорировали строение органов, специально предназначенных для выполнения пси 
хических функций. Издавна как на Востоке, так и в Греции конкурировали между 
собой две теории - "сердцецентрическая" и "мозгоцентрическая"

Мысль о том, что мозг есть орган души, принад лежит древнегреческому врачу 
Алкмеону из Крето ны (VI век до н. э.), который пришел к такому выво ду в 
результате наблюдений и хирургических опера ций. В частности, он установил, что 
из мозговых полушарий "идут к глазным впадинам две узкие до рожки". Полагая, 
что ощущение возникает благода ря особому строению периферических чувствующих 
аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что име ется прямая связь между 
органами чувств и мозгом.

Таким образом, учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, 
что была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою 
очередь, стало возможным благодаря на коплению эмпирических фактов. Ощущения, 
по Ал-кмеону, - исходный пункт всей познавательной ра боты. "Мозг доставляет 
(нам) ощущения слуха, зре ния и обоняния, из последних же возникают память и 
представление (мнение), а из памяти и представ ления, достигших непоколебимой 
прочности, рож дается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)".

Тем самым и другие психические процессы, воз никающие из ощущений, связывались 
с мозгом, хо тя знание об этих процессах (в отличие от знания об ощущениях) не 
могло опираться на анатоме-физио логический опыт.

Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, 
что он является большой железой.

Следует заметить, что в XX веке ученые обрати лись к исследованиям как нервных 
процессов, так и жидких сред организма, его гормонов (греческое сле

за


во, обозначающее то, что возбуждает). Теперь и ме дики и психологи говорят об 
единой нейрогумораль-ной регуляции поведения.

Если взглянуть на гиппократовы темпераменты с общетеоретических позиций, то 
можно заметить их слабую сторону (впрочем, она присуща и совре менным 
типологиям характеров): организм рассмат ривался как смесь - в неких пропорциях 
- раз личных элементов, однако каким образом эта смесь превращалась в 
гармоничное целое, оставалось за гадкой.

Разгадать эту загадку попытал-Анаксагор: "ум" ся философ Анаксагор (V век до 
как начало вещей н. э.). Он не принял ни герак-литово воззрение на мир как на 
огненный поток, ни демокритову картину атомных вих рей. Считая природу 
состоящей из множества мель чайших частиц, он искал в ней начало, благодаря ко 
торому из хаоса, из беспорядочного скопления и дви жения этих частиц возникает 
организованный космос. Таким началом Анаксагор признал "тончайшую вещь", 
которой дал имя "нус" (разум). Он полагал, что от то го, насколько полно 
представлен разум в различных телах, зависит их совершенство. "Человек, - 
говорил Анаксагор, - является самым разумным из животных вследствие того, что 
имеет руки". Выходило, что не разум определяет преимущества человека, но его 
телесная организация определяет высшее психическое качество-разумность.

Принципы, сформулированные Гераклитом, Де мокритом и Анаксагором, создавали 
главный жиз ненный нерв будущей системы научного осмысле ния мира, в том числе 
и познания психических явле ний. Какими бы извилистыми путями ни шло это 
познание в последующие века, оно подчинялось иде ям закона, причинности и 
организации. Открытые две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции 
объяснительные принципы стали на все времена ос новой познания душевных явлений.


Совершенно новую сторону Софисты: познания душевных явлений от-уштеля мудрости 
крыла деятельность философов-софистов (от греч. "София" - мудрость). Их 
интересовала не природа, с ее не за-2 М. Г. Ярошеассий У*


висящими от человека законами, носам человек, ко торый, как гласил афоризм 
первого софиста Прота-гора, "есть мера всех вещей". Впоследствии прозви ще 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-