|
мире всеми ма териалистами Древней Греции.
Демокрит также ввел понятие первичных и вто ричных качеств предметов. Первичные
- это те ка чества, которые действительно существуют в пред метах (вес,
поверхность, гладкая или шероховатая, форма). Вторичные качества - цвет, запах,
вкус, этих свойств нет в предметах, их придумали сами люди для своего удобства,
так как ."только во мнении есть кислое и сладкое, красное и зеленое, а в
действи тельности есть только пустота и атомы". Таким об разом, Демокрит первый
сказал о том, что человек не может совершенно правильно, адекватно познать
окружающий его мир. Эта невозможность понять до конца окружающую
действительность относится и к пониманию законов, которые управляют миром и
судьбой человека. Демокрит утверждал, что в мире
29
нет случайностей и все происходит по заранее за данной причине. Люди придумали
идею случая, что бы прикрыть незнание дела и неумение управлять. На самом же
деле случайностей нет и все причинно обусловлено.
Такой подход носит название детерминизма, а при знание однозначной
необходимости всех совершаю щихся в мире событий рождает фаталистическую тен
денцию, отрицает свободу воли человека. Критики Демокрита подчеркивали, что при
таком понимании невозможно не только управлять собственным пове дением, но и
оценивать поступки людей, так как они зависят не от нравственных принципов
человека, а от судьбы.
Однако сам Демокрит стремился совместить фаталистический подход с
представлением об ак тивности человека при выборе нравственных кри териев
поведения. Он писал, что моральные прин ципы не даются' от рождения, но
являются резуль татом воспитания, поэтому люди становятся хорошими благодаря
упражнению, а не природе. Воспитание, по мнению Демокрита, должно дать человеку
три дара: хорошо мыслить, хорошо гово рить и хорошо делать. Дети, которые
выросли в невежестве, подобны танцующим между мечами, поставленными вверх
лезвиями. Они погибают, если при прыжке не попадают в то единственное место,
где следует поставить ноги. Так и невежественные люди, уклоняясь от следования
верному примеру, обыкновенно гибнут.
Сам Демокрит считал воспитание столь трудным делом, что сознательно отказался
от брака и не же лал иметь детей, считая, что от них бывает много неприятностей
и в случае удачи последняя приобре тена ценою большого труда, а в случае
неудачи горе родителей несравнимо ни с каким другим.
Категории, в которых выражалось натурфилософ ское' познание мира и
взаимоотношения с ним че ловека, имели первоначально только одну область
практического приложения - медицину. Впоследст-' Натурфилософы - мыслители,
сосредоточенные на ис следовании природы вещей.
30
Вии (в IV-IH веках до н. э.) появилась еще одна об ласть применения этих знаний
- педагогика. Кон цепции медиков формировались под прямым влия нием философских
теорий, но и сами эти концеп ции, в свою очердь, накладывали отпечаток на
"картину человека", какой она рисовалась в фило софских системах. Одними из
наиболее значимых со чинений медиков были труды Гиппократа.
Школа Гиппократа (ок. 460- Гиппократ: учение 377 гг. до н. э.), известная нам а
темпераментах по так называемому "Гиппокра-тову сборнику", рассматривала жизнь
как изменяющийся процесс. Среди ее объяс нительных принципов мы встречаем
воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь ор ганизма с миром,
приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материаль
ное начало в качестве основы органической жизни отвергалось. Если бы человек
был единым, то он ни когда бы не болел, а если бы болел, то исцеляющее средство
должно было бы быть единым. Но такового не существует.
Учение о единой стихии, лежащей в основе много образия вещей, Гиппократ заменял
учением о четы рех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная).
Отсюда, в зависимости от того, какая жид кость преобладает, - версия о четырех
темперамен тах, названных в дальнейшем: сангвиническим (ког да преобладает
кровь), флегматическим (слизь), хо лерическим (желтая желчь) и меланхолическим
(черная желчь).
Для будущей научной психологии этот объясни тельный принцип, при всей его
наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гип пократа
сохранилась поныне). Во-первых, на перед ний план выдвигалась гипотеза,
согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруп пировать по
нескольким общим признакам поведе ния; тем самым закладывались начала научной
ти пологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях
между людьми. Во-вто рых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри
|
|