Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: М.Г. Ярошевский - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-
 
"ум". Гераклит подчеркивал, что "многознание не научает уму", но в то же время 
ученый, философ должен знать многое, чтобы составить правильное представление 
об окружающем мире. Таким об разом, разные стороны познания у Гераклита - это 
взаимно связанные гармонирующие противопо ложности, помогающие проникновению в 
глубину Логоса.

Он также впервые указал на разницу между ду шой взрослого человека и ребенка, 
так как, с его точки зрения, по мере взросления душа становится все более 
"сухой и горячей". Степень влажности ду ши влияет на ее познавательные 
способности: "су хое сияние - душа мудрейшая и наилучшая", гово рил Гераклит, а 
потому ребенок, у которого более влажная душа, мыслит хуже, чем взрослый 
чело-век.Точно так же "пьяный шатается и не замечает, куда он идет, ибо душа у 
него влажная". Так Логос, который правит круговоротом вещей в природе, уп 
равляет и развитием души и ее познавательных спо собностей .

Термин "Логос", введенный Гераклитом, со вре менем приобрел великое множество 
смыслов, но для него самого он означал закон, по которому "все течет", явления 
переходят друг в друга. Малый мир (микрокосм) отдельной души идентичен макрокос 
му всего миропорядка. Следовательно, постигать себя (свою "психею") - значит 
углубляться в за кон (Логос), который придает непрерывно текущему ходу вещей 
динамическую гармонию, сотканную из противоречий и катаклизмов. После Гераклита 
(его называли "темным" из-за трудности понимания и "плачущим", так как будущее 
человечества он считал еще страшнее настоящего) в запас средств, позволяющих 
читать "книгу природы" со смыслом, вошла идея закона, который правит всем сущим,


27


в том числе - безостановочным течением тел и душ, когда "нельзя дважды войти в 
одну и ту же реку".

Идея Гераклита о том, что от Демокрит: душа - закона Логоса зависит ход вещей, 
поток огненных получила развитие у Демокрита атомов (ок. 460-370 гг. до н. э.).

Демокрит родился в городе Абдеры, в знатной и обеспеченной семье. Его роди тели 
постарались дать ему самое лучшее образова ние, однако Демокрит счел 
необходимым предпри нять несколько длительных путешествий, чтобы по лучить 
необходимые для себя знания не тальков Греции, но и в других странах, прежде 
всего в Егип те, Персии и Индии. На эти путешествия Демокрит потратил почти все 
деньги, оставленные ему родите лями, а потому, когда он вернулся на родину, его 
сограждане посчитали его виновным в растрате со стояния и назначили судебное 
заседание. Демокрит должен был оправдать свое поведение или навсегда покинуть 
родной лом. В свое оправдание Демокрит, доказывая согражданам пользу полученных 
им зна ний, прочитал народному собранию свою книгу "Большой мирострой" (которая,
 по мнению совре менников, была его лучшим произведением). Сограж дане сочли, 
что деньги были им потрачены с поль зой. Демокрита не только оправдали, но и 
вручили ему большую денежную награду, а также воздвигли медные статуи в его 
честь.

К сожалению, сочинения Демокрита дошли до нас только в отрывках. Основу его 
теории состав ляет концепция, согласно которой весь мир состо ит из мельчайших, 
невидимых глазом частиц - ато мов. Атомы отличаются друг от друга формой, 
порядком и поворотом. Человек, как и вся окру жающая природа, состоит из атомов,
 образующих его тело и душу. Душа также материальна и состо ит из мелких 
круглых атомов, наиболее подвиж ных, ибо они должны сообщить активность инерт 
ному телу. Таким образом, с точки зрения Демок рита, душа является источником 
активности, энергии для тела. После смерти человека душа рас сеивается в 
воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа.

28


Демокрит считал, что душа находится в голове (разумная часть), в груди 
(мужественная часть), в печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом 
в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут 
соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копия ми окружающих 
предметов (эйдолами), которые но сятся в воздухе, попадая и в органы чувств. 
Эти копии отделяются (истекают) ото всех предметов внешнего мира (потому эта 
теория познания носит название "теория истечений"). При соприкосно вении 
эйдолов с атомами души происходит ощу щение, и именно таким образом человек 
познает свойства окружающих предметов. Таким образом, все наши ощущения (в том 
числе зрительные, слу ховые) являются контактными. Обобщая данные не скольких 
органов чувств, человек открывает мир, переходя на следующий уровень - 
понятийный, ко торый является результатом деятельности мышле ния. Другими 
словами, у Демокрита существует две ступени в познавательном процессе-ощущения 
и мышление. При этом он подчеркивал, что мыш ление дает нам больше знаний, чем 
ощущения. Так, ощущения не дают нам возможности увидеть ато мы, но путем 
размышления мы приходим к выводу об их существовании. "Теория истечений" была 
признана в качестве основы формирования наших чувственных знаний о предметном 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-