|
(1 век до н. э.) и Голец (11 веки. э.).
24
Позднее, когда восстания .рабов и гражданские вой ны начали сотрясать Римскую
империю, широкое распространение получили взгляды, враждебные ма териализму и
опытному изучению природы (Плотин, неоплатонизм).
2. Воззрения на природу психического
В родовом обществе господст-Анимизм Вовало мифологическое пред ставление о душе.
Каждая конк ретная чувственно воспринимаемая вещь наделя лась
сврехъестественным двойником - душой (или многими душами). Такой взгляд
называется ани мизмом (от лат. "анима'' - душа). Окружающий мир воспринимался
как зависящий от произвола этих душ. Поэтому первоначальные воззрения на душу
относятся не столько к истории психологического знания как такового (в смысле
знания о психиче ской деятельности), сколько к истории общих воз зрений на
природу.
Сдвиги в понимании природы и человека, совер шившиеся в VI веке до н. э., стали
поворотным пун ктом в истории представлений о психической дея тельности .
Труды древнегреческих мудрецов привели к рево люционным изменениям в
представлениях об окру жающем мире, начало которых было связано с пре одолением
древнего анимизма.
Анимизм - вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых
"агентов" или "призра ков", которые покидают человеческое тело с послед ним
дыханием (например, по мнению философа и математика Пифагора) и, будучи
бессмертными, веч но странствуют по телам животных и растений. Древ ние греки
называли душу словом "псюхе", которое и дало имя нашей науке. В нем сохранились
следы из начального понимания связи жизни с ее физической и органической
основой (ср. русские слова: "душа, дух" и "дышать", "воздух").
Интересно, что уже в ту древнейшую эпоху лю ди, говоря о душе ("псюхе"),
связывали между со-25
бой явления, присущие внешней природе (воздух), организму (дыхание) и психике
(в ее последующем понимании), хотя, конечно, в житейской практике они прекрасно
различали эти понятия. Знакомясь с представлениями о человеческой психологии по
древним мифам, нельзя не восхититься тонкостью понимания людьми богов,
наделенных коварством или мудростью, мстительностью или великодуши ем, завистью
или благородством - всеми теми ка чествами, которые творцы мифов познали в зем
ной практике своего общения с ближними. Эта ми фологическая картина мира, где
тела заселяются душами (их "двойниками" или призраками), а жизнь зависит от
настроения богов, веками царила в общественном сознании.
Принципиально новый подход Гилозоизм выразило сменившее анимизм
учение о всеобщей одушевлен ности мира - гилозоизм, в котором природа осмыс
ливалась как единое материальное целое, наделен ное жизнью. Решительные
изменения произошли первоначально не столько в фактическом составе зна ния,
сколько в его общих объяснительных принци пах. Те сведения о человеке, его
телесном устройст ве и психических свойствах, которые создатели древ
негреческой философии и науки почерпнули в учениях мыслителей древнего Востока,
воспринима лись теперь в контексте нового, освобождавшегося от мифологии
миропонимания.
Гилозоисту Гераклиту (конец
Гераклит: душа VI - начало V века до н. э.) кос-как "искорка мое представлялся
в виде "вечно Логоса" живого огня", а душа ("пси хея")- в виде его искорки. Та
ким образом, душа включена в общие закономерно сти природного бытия, развиваясь
по тому же зако ну (Логосу), что и космос, который один и тот же для всего
сущего, не создан никем из богов и никем из людей, но который всегда был, есть
и будет "веч но живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим "
С именем Гераклита связано и выделение не скольких ступеней в процессе познания
окружаю щего мира. Отделив деятельность органов чувств
26
(ощущения) от разума, он дал описание результа тов познавательной активности
человека, доказы вая, что ощущения дают "темное", мало диффе ренцированное
знание, в то время как результатом мыслительной деятельности является "светлое",
от четливое знание. Однако чувственное и разумное познание не
противопоставляются, но гармониче ски дополняют друг друга, как "многознание" и
|
|