|
торгово-промышленных и культур ных центрах того времени. С утратой этими центра
ми политической самостоятельности восток древне греческого мира перестает быть
средоточием философского творчества. Им становится запад. Воз никают учения
Парменида (конец VI века до н. э.) в Элее и Эмпедокла (490-430 гг. до н. э.) в
Агригенте на острове Сицилия, распространяется философия полумифического
Пифагора с острова Самое.
После греко-персидских войн (V век до н. э.) эко номический подъем )! развитие
демократических ин ститутов способствовали новым успехам философии и науки.
Наиболее крупные из них связаны с дея тельностью Демокрита из Абдер, создавшего
атоми-22
стическую теорию, Гиппократа с острова Кос, воз зрения которого на организм
имели значение не толь ко для медицины, но и для философии, Анаксаго ра -
уроженца Клазомен, который, придя в Афины, учил, что природа построена из
мельчайших матери альных частиц-"гомеомерий", упорядочиваемых внутренне
присущим ей разумом.
Афины в V веке до н. э. - центр интенсивной работы философской мысли. В этот же
период раз вернулась деятельность "учителей мудрости" - со фистов. Их появление
было обусловлено расцветом рабовладельческой демократии. Возникли учрежде ния,
участие в которых требовало красноречия, об разованности, искусства доказывать,
опровергать, убеждать, т. е. эффективно воздействовать на сограж дан не внешним
принуждением, а путем влияния на их интеллект и чувства. Софисты за плату
обучали этим умениям.
Против софистов, доказавших относительность и условность человеческих понятий и
установлений, выступил Сократ, который учил, что в понятиях и ценностях должно
быть общее, незыблемое содер жание.
Два великих мыслителя IV века до н. э. - Пла тон и Аристотель-создали системы,
которые на протяжении многих веков оказывали глубокое вли яние на
философско-психологическую мысль че ловечества.
С возвышением Македонии (IV век до н. э.) со здается грандиозная империя, после
распада кото рой начинается новый период-эллинистический. Для него характерны
укрепление тесных связей между греческой культурой и культурой народов Во стока,
а также расцвет в некоторых эллинистиче ских центрах (особенно в Александрии)
опытного и точного знания. Основные философские школы этого периода были
представлены перипатетика ми-последователями Аристотеля, эпикурейца ми -
последователями Эпикура (341-270 гг. до н. э.) и стоиками.
Философским учениям эллинистического пери ода свойственна сосредоточенность на
этических проблемах. Положение личности в обществе корен ным образом изменилось.
Свободный грек утрачи-23
вал связь со своим городом-полисом и оказывался в водовороте бурных событий.
Его положение в из менчивом мире становилось непрочным, что по рождало
индивидуализм, идеализацию образа жиз ни мудреца, неподвластного якобы игре
внешних стихий .
Росло недоверие к познавательным способностям человека. Возник скептицизм,
родоначальник ко торого, Пиррон, проповедовал полное безразличие ко всему
существующему ("атараксию"), отказ от деятельности, воздержание от суждений о
чем бы то ни было. В идеологическом плане учения сто иков, эпикурейцев,
скептиков утверждали покор ность индивида по отношению к военным рабо
владельческим монархиям, возникшим после рас пада империи Александра
Македонского. Мудрость усматривалась не в том, чтобы познавать природу вещей, а
в том, чтобы вырабатывать правила пове дения, позволяющие сохранить
невозмутимость в круговороте социально-политических и военных по трясений.
Вместе с тем появляются новые центры культуры, где взаимодействуют различные
течения западной и восточной мысли. Среди этих центров выделялась Александрия
(в Египте), где были созданы в III веке до н. э. при Птолемеях библиотека и
Мусей.
Мусей представлял по существу исследовательский институт с лабораториями,
комнатами для занятий со студентами, ботаническим и зоологическим сада ми,
обсерваторией. Здесь был проведен ряд важных исследований в области математики
(Эвклид), гео графии (Эратосфен), механики (сюда приезжал из Си ракуз Архимед),
анатомии и физиологии (Герофил и Эразистрат), грамматики, истории и других
дисцип лин. Нарастает специализация научного труда, скла дываются объединения
лиц, занятых научной дея тельностью (научные школы). Совершенствование техники
анатомических исследований ведет к ряду открытий, важных не только для медицины,
но и для психологии.
Древний Рим, развитие культуры которого непос редственно связано с достижениями
эллинистическо го периода, выдвинул таких крупнейших мыслите лей, как Лукреций
|
|