|
припомнил я. – Дач же медведя ни разу не видел…
– Лично я встречаться с этим парнем не желаю, – бодро сообщил Гвоздков. – На
«СП-12» я однажды столкнулся с ним нос к носу. Вы, может быть, стали бы
приставать к нему насчёт интервью, и медведь бы вам объяснил, что очень хочет
кушать. Я же человек не любознательный – бегом домой, а он за мной, да такими
прыжками, что меня в сорокаградусный мороз ударило в жар. Еле успел схватить
карабин, как медведь просунул в дверь свою дикую морду. Хотите – верьте, хотите
– проверьте, но со страху я в него попал…
– На Диксоне, – заулыбался Яша Баранов, – вышли ребята осенью поохотиться с
лодки на птицу. Смотрят– и не верят глазам: навстречу плывёт медведь! Д у них
ружья с дробью! Изо всех сил легли на весла– медведь за ними. Выскочили на
берег, бегут в дом – медведь за ними. Постоял в коридоре, принюхался и пошёл на
кухню. Повар – в обморок, а медведь взял банку сгущёнки, выпил и улёгся на пол
отдыхать. Потом прибежали моряки: «Не видели нашего Мишку? С корабля сбежал!
Ручной он, не бойтесь».
В кают-компанию, отряхиваясь от снега, вошёл Булатов. Под глазами у него
темнели круги: всю ночь вместе с Пановым он обходил лагерь.
– Холодно, – губы начальника раздвинулись в замёрзшей улыбке. – Можно
погреться?
Я принёс ему с камбуза большую чашку горячего кофе.
– Будем перетаскивать домики, – сказал Булатов. – Толчки слышали? Оставаться на
месте опасно. Домики потеряли мобильность, слишком глубоко зарылись в снег. Так
что ваших помощников я забираю. Аврал, ничего не поделаешь.
Весь день я носил воду, резал хлеб, вертел мясорубку, мыл посуду, подметал
кают-компанию – одним словом, дежурил, не подозревая о том, какой, тревожной
окажется вторая половина моего дежурства.
ТРЕВОЖНАЯ НОЧЬ
«Льдина раскололась в полночь» – броское, в стиле модерн название для
кинофильма. Интригует и приковывает, хотя ничего не отражает: вторая половина
апреля – это полярный день, когда полночь от полудня можно отличить лишь по
расписанию работы камбуза. Кипит на плите бульон – значит полдень; рыщут по
камбузу ребята в поисках сосисок – типичная полночь. Трудно было предъявлять
льдине претензии; она вела себя корректно, предупредив несколькими толчками о
своих намерениях – «иду на вы». Так что беда не оказалась неожиданной, хотя не
перестала от этого быть бедой.
Когда корабль тонет, первая мысль – о шлюпках; расколовшейся льдине – о
взлётно-посадочной полосе; если полоса разрушена, её нужно восстановить во что
бы то ни стало. Полоса в аварийной обстановке – часто единственное окно, через
которое можно выйти из горящего дома. Из дальнейшего повествования вы увидите
что это не громкие слова.
Чувство огромного облегчения – полоса осталась невредимой. Теперь можно
спокойно оглянуться и оценить обстановку.
Первая трещина полуметровой ширины прошла за домиком аэрологов, вторая,
пятиметровая, – недалеко от радиорубки. Площадь нашей льдины сразу уменьшилась
вдвое, но все сошлись на том, что непосредственной угрозы самому лагерю пока
нет. «Пока» – очень ненадёжное слово на дрейфующей льдине…
Вместе с Анатолием Васильевым я отправился осматривать трещины. Первая уже
заторосилась длинной и безобидной на вид ледяной грядой полуметровой высоты –
похожей на ту, которую сгребают своими щётками на городских улицах уборочные
машины.
Зато вторая трещина впечатляла. Было странно и дико видеть среди вечных льдов
километровой длины разводье, напоминающее талый ручей весеннего Подмосковья.
Края разводья уже начали зарастать тонким ледком; через несколько дней ледок
покроется слоем снега, и тогда – берегись, прохожий! Упаси тебя бог ступить на
этот ничем не приметный снежок: окажешься в ловушке, по сравнению с которой
волчья яма – это цветочная клумба.
Я не отказал себе в удовольствии сфотографироваться у трещины, и эта карточка –
жемчужина моей коллекции. Широкая, отливающая свинцом трещина дышит холодной
уверенностью и сознанием своей силы, но, присмотревшись, вы поймёте, что и я
выгляжу достаточно внушительно. Непредвзятый зритель скажет, что я даже
выигрываю в сравнении с трещиной, поскольку она безоружна, а на мне висит
обязательный для дежурного карабин. «Корреспондент и стихия» – так бы я назвал
эту полную внутреннего драматизма сцену. Или ещё точнее – «Корреспондент
побеждает стихию»: как-никак трещина лежит у моих ног, а не наоборот. Карточка
производит сильное и долго не проходящее впечатление. Её значение я вижу в том,
что она укрепляет уверенность в окончательной победе человека над природой.
Эти мысли пришли ко мне потом. А тогда я отнёсся к трещине с почтительностью,
которую она вполне заслуживала. Тем более что перспектива, обрисованная
Анатолием, показалась мне совсем не забавной.
– Бывает так, – гудел Анатолий своим баритоном, – идёшь осматривать разводье –
и вдруг слышишь за собой треск. Оборачиваешься – новая трещина, и ты отрезан от
лагеря.
Но ведь одному выходить из лагеря запрещено, – напомнил я.
– Конечно, – хладнокровно подтвердил Анатолий. – Вдвоём лучше. Можно орать
«караул!» хором. Что это вы ускорили шаги?
Нашёл место и время задавать такие вопросы! На посадку заходила «Аннушка»: с
|
|