|
– Опускай! – прохрипел он.
Анатолий от избытка усердия опустил вертушку с такой энергией, что во все
стороны полетели брызги. Пришлось протирать объектив. К этому времени Генералов
решил, что гидролога выгоднее снимать в другом ракурсе. Теперь уже вокруг лунки
обвился Куляко со своей лампой, а Генералов стрекотал из угла. Но в самый
ответственный момент оператору неудержимо захотелось чихнуть – он несколько
дней назад схватил насморк. Съёмка была прервана. Генералов чихнул и хотел было
продолжить работу, но Куляко заявил, что лампа должна остыть. Пока лампа
остывала, Анатолий вспомнил, что ему необходимо на часок отлучиться. Пять минут
его льстивыми голосами уговаривали остаться. Уговорили.
– Опускай вертушку!
Анатолий сделал зверское лицо – лебёдку заело. Пока приводили её в порядок,
перегрелась лампа. Остыла лампа – вспотел объектив. Отошёл объектив, начали
снимать – в палатку с жизнерадостным «Привет, ребята!» вполз аэролог. Выставили
аэролога – чуть не рухнул в лунку Туюров: еле удержали за штаны. Наконец все
успокоилось, нашли идеальный ракурс, Анатолий улыбнулся так, что сам Феллини
немедленно заключил бы с ним контракт – камера выпустила короткую очередь и
заглохла. Кончилась плёнка.
Зато на следующий день – 15 апреля – киношники взяли полный реванш.
Пятнадцатого числа каждого месяца празднуется День станции, к которому
приурочиваются – в целях экономии времени и шампанского – все дни рождения,
выпавшие на данный месяц. Но пятнадцатое апреля прошло особенно торжественно:
станции «Северный полюс-15» исполнился ровно один год. В этот день Панов
уступал свой трон и полномочия новому начальнику, Льву Булатову.
И вот у мачты, над которой развевается флаг, собрались старики – убелённые
сединами ветераны станции, продрейфовавшие вместе с ней 365 дней. Большинству
ветеранов нет ещё и тридцати, и поэтому в ожидании начала церемонии они ведут
себя недостаточно солидно: демонстрируют приёмы самбо, борются и натравливают
друг на друга Жульку и Пузо, которые, в восторге от всеобщего внимания,
превратились в игривых щенков. Собрались все: даже Степан Иванович покинул
камбуз – «на десять минут, не больше, обещаете?».
– Начинайте! – слабым мановением руки Генералов разрешает церемонию.
Под приветственные крики Панов и Булатов спускают и поднимают флаг, обнимаются.
Старики бьют друг друга по плечам, жмут руки, целуются. Хорошая минута! Даже
завидно.
– Будем делать дубль, – сухо говорит Генералов. – Ещё больше оживления!
– Ладно, давай ещё разок обнимемся, – предлагает покладистый Булатов, и
начальники обхватывают друг друга медвежьей хваткой.
Скорчившись на снегу, Генералов обстреливает церемонию пулемётными очередями.
Новички завистливо смотрят со стороны. Им ещё до такой церемонии дрейфовать
целый год…
А вечером снимали пургу, которая внезапно, как бандитская шайка, налетела на
станцию. Пробираясь чуть ли не ползком, проваливаясь по пояс в снег, ребята
снимали уникальные кадры: пургу на льдине. Капризную камеру с ног до головы
обмотали байкой, своими телами защищали её от пронизывающего ветра, каждые пять
минут убегали греться в домик и всё-таки запрятали пургу в кассету с отснятой
плёнкой. Вот так. За месяц они добрых пятьдесят раз погрузят и выгрузят свои
полтонны, похудеют, оборвутся, устанут как черти, а прилетят домой – окажется,
что этот кадр не получился, тот – не монтируется, а здесь плёнка треснула…
Будет морщиться режиссёр, капризничать монтажёр, а бухгалтер, покачав
многодумной головой, проворчит: «Столько командировочных – и всего одна минута
на экране?»
Но вы-то теперь все знаете, разъясните ему, что такое одна минута на экране.
ПРЕЛЕСТЬ ВСЯКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ – В ВОЗВРАЩЕНИИ
Так сказал Фритьоф Нансен, а уж он-то понимал толк в этих делах. Разумеется,
Нансен не хотел сказать, что на первом километре пути следует мечтать о
возвращении домой – с таким настроением в путешествие лучше не отправляться. А
хотел он сказать то, что сказал, и комментировать это так же не хочется, как
стихи Есенина, морской прибой и закат солнца – как все то, что нужно
чувствовать, а не объяснять.
Я смотрел на ребят, которые собрались в кают-компании, и думал о том, как им
сейчас хорошо. За их плечами – тысяча километров дрейфа, сотни выпущенных в
стратосферу зондов, многие тома научных наблюдений глубин и течений, анализов
морской воды. Эти тринадцать ребят своим дрейфом обогатили наши представления
об Арктике. Они прошли сквозь многие опасности, они хорошо поработали, их
совесть чиста.
За столами смешались обе смены – старая и новая. Мы сидим, прижавшись друг к
другу – кают-компания не рассчитана на такое нашествие. На столах – шеренги
бутылок и горы бутербродов. Николай Иванович произносит первый тост.
– Товарищи, мы собрались…
– Одну минутку, – вежливо останавливает его Генералов. – Нужно включить лампу.
Где здесь розетка?
Над столом проносится стон. Генералов жестом всех успокаивает и последний раз
осматривает свой съёмочный павильон. Ящики с луком и апельсинами, мешки с
картошкой шикарно задрапированы простынями, на стене – карта дрейфа, дружеские
шаржи. Кажется, все в порядке.
|
|