|
ведомства, пенсионер Хопф, тщательно выбритый, облаченный в свой последний,
безукоризненно вычищенный, не раз залатанный костюм, держал в руке четыре
совершенно обесцененных тысячных банкнота с красной печатью, словно входные
билеты на небо; а вдова Глас лежала на пороге кухни, и рядом с ней валялась ее
порванная сберегательная книжка, где на текущем счету у нее было пятьдесят
тысяч марок. Банкноты Хопфа по тысяче марок с красной печатью были для него как
бы последними вымпелами надежды: уже давно люди почему-то стали верить, что
ценность именно таких банкнотов когда-нибудь опять поднимется. Откуда пошел
этот слух — никто не ведает. Нигде на них не написано, что они будут
обмениваться на золото, а если бы и было написано — государство, этот
неуязвимый обманщик, который растрачивает биллионы, но сажает за решетку
каждого, кто недодал ему пять марок, всегда найдет уловку, чтобы своего
обязательства не выполнить. Только два дня назад в газете было напечатано
разъяснение, что банкноты с красной печатью никакими привилегиями пользоваться
не будут.
Ответом на это явилось сегодняшнее сообщение о самоубийстве Хопфа.
x x x
Из мастерской гробовщика Вильке доносится громкое постукивание, точно там
поселился гигантский веселый дятел. Вильке процветает: ведь гроб нужен все-таки
каждому, даже самоубийце, время братских могил и захоронений в плащ-палатках
миновало, война кончилась.
Человек теперь истлевает в соответствии со своим сословным положением в
медленно гниющем деревянном гробу, в саване, во фраке без спинки или в белом
крепдешиновом платье. Булочник Нибур — даже при орденах и значках всех союзов,
членом которых он был; на этом настояла жена. Положила она с ним в гроб и копию
знамени певческого союза «Единодушие». Он был там вторым тенором. Каждую
субботу Нибур горланил «Молчание леса» или «Гордо реет черно-бело-красный флаг»,
пил столько пива, что можно было лопнуть, и отправлялся затем домой избивать
жену. Несгибаемый человек, как выразился священник в надгробном слове.
К счастью, Генрих Кроль в девять часов исчезает вместе со своим велосипедом и
брюками в полоску, чтобы начать объезд деревень. Мы получили столько гранита,
что это вселяет тревогу в его коммерческое сердце; необходимо поскорее
распродать гранит скорбящим родственникам.
Теперь мы можем развернуться. Прежде всего мы делаем перерыв, и фрау Кроль,
чтобы поддержать наши силы, угощает нас кофе и бутербродами с ливерной колбасой.
Под аркой ворот появляется Лиза, на ней ярко-красное шелковое платье. Но
достаточно одного взгляда фрау Кроль — и она исчезает. Хоть старуха и не ханжа,
но Лизу она терпеть не может.
— Грязнуха, распустеха, — метко определяет она Лизу.
Георг тотчас парирует удар:
— Грязнуха? Почему же грязнуха?
— Да, грязнуха, разве ты не видишь? Сама немытая, а прикрылась шелковым
лоскутом!
Я чувствую, что Георг невольно задумывается. Неумытая возлюбленная никому не
приятна, если он сам не опустился. На миг в глазах его матери вспыхивает молния
торжества; потом она заговаривает о другом. Я смотрю на нее с восхищением;
старуха — прямо полководец, командующий подвижными частями, — он наносит
стремительный удар и, пока противник подготовляется к защите, атакует уже
совсем в другом месте. Может быть, Лиза и распустеха, но чтобы ее грязь
бросалась в глаза — это, конечно, неправда.
Три дочери фельдфебеля Кнопфа, стрекоча, выбегают из дома. Маленькие, быстрые,
кругленькие швеи, как и мать. Целый день жужжат их швейные машинки. Теперь они,
щебеча, уходят, держа в руках свертки с баснословно дорогими шелковыми
рубашками, предназначенными для спекулянтов. Кнопф, этот старый вояка, не дает
из своей пенсии ни гроша на хозяйство; о средствах на жизнь должны заботиться
эти четыре женщины.
Осторожно распаковываем мы два черных памятника с крестами. Собственно говоря,
их следовало бы поставить у входа — там они производили бы особенно эффектное
впечатление. Зимой мы бы их туда и поставили, но сейчас май, и, как ни странно,
наш двор служит местом встреч для кошек и влюбленных. Кошки уже в феврале
начинают орать с высоты надгробий, а потом гоняются друг за другом вокруг
цементных обкладок, а едва станет теплее, появляются парочки, они отдаются
любви под открытым небом, а разве для любви когда-нибудь бывает недостаточно
|
|