|
о тех же, кто и в счет идти не может, трудно и узнать что-либо. А
сколько таких домов, что погибли при частых пожарах! Выходит, что только мой
временный приют... лишь в нем привольно и не знаешь беспокойства!
Пускай тесны его размеры, есть в нем ложе, чтоб ночь проспать; циновка
есть, чтобы днем сидеть. Чтоб приютить лишь одного, его вполне хватает.
Рак-отшельник любит раковинку небольшую; это потому, что он хорошо знает,
кто он таков. Морской сокол живет на голых скалах; это потому, что он
сторонится от людей. Вот так и я: мои желанья -- только покой; мое
наслажденье -- отсутствие печали.
Вообще говоря, люди, когда строят жилища, обычно делают это вовсе не
для себя: один строит для жены, детей и прочих домочадцев; другой строит для
своих родных, друзей; третий строит господину, учителю, и строят даже для
сокровищ, для лошадей, волов... Я же устроил теперь все это для себя; для
других не строил. И это потому, что -- так уже устроен свет -- в моем этом
положении нет людей, которые за мною шли бы; нет и слуг, к которым
приходилось бы обращаться. Пусть и устроил бы я все просторнее, -- кому
приют давать мне, кого мне здесь селить?
Вот люди, что зовутся нашими друзьями: они чтут богатство, на первом
месте ставят приятность в обращенье; они не любят тех, в ком есть подлинное
чувство, прямота. -- Нет ничего лучше, как своими друзьями делать музыку,
луну, цветы!
Вот люди, что зовутся нашими слугами: они смотрят только, велика ль
награда иль наказание для них; превыше всего прочего ставят обилие милостей
со стороны господ. Любишь их, ласкаешь, и все же -- покоя от забот ты не
дождешься этим. -- Нет ничего лучше, как своим слугою делать самого себя!
Когда случится дело, что нужно совершить, обращаешься к самому себе. Пусть
будет это и не так легко, все же это легче, чем служить другим, смотреть за
тем, как и что другие! Когда есть, куда идти, идешь сам лично. Хоть не легко
бывает, все же лучше, чем заботить сердце мыслью о коне, седле иль волах и
колеснице!
Теперь себя я разделил на части, и две службы они мне служат: руки --
слуги, ноги -- колесница, и угождают они моей душе.
Душа же знает страданье тела и, когда оно страдает, ему покой дает;
когда же оно здорово, ему велит служить. Хоть и велит, но меру не превысит!
Хоть дело на лад и не идет, душу не волнуешь!
А это хождение -- всегда пешком, всегда в движенье... -- Как это все
питает жизнь! Зачем же зря в безделье пребывать? Утруждать других,
заставлять страдать их, -- ведь это грех. Зачем же обращаться к чужим силам?
Точно так же и с одеждой и с пищей: платье -- из глициний, плащ -- из
пеньки: добуду их -- и покрываю свое тело, цветы же осоки с равнин, плоды
деревьев с гор, -- их хватает, чтоб поддержать жизнь. И -- этого довольно.
С людьми я не встречаюсь, почему мне и не приходится стыдиться и
досадовать на свой внешний вид. Пища -- скудна, но хоть и груба она, -- мне
она сладка на вкус. Вообще все это говорю я вовсе не для тех, кто счастлив и
богат, а говорю лишь о себе одном: сличаю, что было со мной прежде и что
есть теперь.
С тех пор, как я бежал от мира, как отринул все, что с телом связано,
нет у меня ни зависти, ни беспокойства.
Жизнь свою вручив Провидению, я не гонюсь за ней и от нее не
отвращаюсь.
Существо мое -- что облачко, плывущее по небу: нет у него опоры, нет и
недовольства. Вся радость существования достигает у меня предела у изголовья
беззаботной дремы, а все желания жизни пребывают лишь в красотах сменяющихся
времен года.
Все три мира -- всего лишь одна душа! Душа -- в тревоге, и кони, волы,
все драгоценности уже ни к чему; палаты и хоромы уже больше нежеланны!
Теперь же у меня уединенное существование, маленький шалаш; и я люблю их.
Когда случится мне заходить в столицу, мне стыдно, что я нищий монах;
но когда по возвращении я сижу здесь у себя, я сожалею о тех, кто так
привержен к мирскому греху. Если кто-нибудь усомнится в том, что здесь
сказал я, пусть он посмотрит на участь рыб и птиц. Рыбе в воде не надоест.
Не будешь рыбой, ее сердце -- не понять! Птица стремится к лесу. Не будешь
птицей, ее сердце -- не понять! Совсем то же и с настроениями отшельника. Не
прожив так, кто их поймет?
Раздел третий
I
Но вот лунный диск земной жизни клонится к закату и близок уже к гребню
"предконечных гор". И когда я предстану вдруг пред скорбью "трех путей", о
чем придется мне жалеть?
II
Будда учил людей: "Соприкоснешься с вещью, не прикрепляйся близко к
ней!" Значит, и то, что я теперь люблю вот эту хижину из трав, уже есть
грех. Значит, то, что я привержен так к уединенью, -- уже преграда на
пути... А что же, когда я говорю о бесполезных радостях и провожу так зря и
попусту все время?
III
В предрассветную тишь сижу я в думах об этом законе и, обращаясь к
своей душе, задаю ей вопрос: "Убежал ты от мира, с горами,
|
|