|
озяином он
посетовал, что все меньше становится тех, кто почувствовал бы в себе
призвание к священнической деятельности. Хозяин, демонстрируя широту натуры,
сказал, что готов заплатить за обучение в семинарии, буде найдутся желающие
стать священником. Жозе Педро, стоявший возле своего станка и слышавший весь
этот разговор, подошел поближе и сказал, что хочет учиться в семинарии. И
хозяин, и епископ были весьма удивлены его словами: Жозе Педро был уже
далеко не юн и к тому же не получил никакого образования. Однако в
присутствии епископа фабриканту неловко было идти на попятный. Так Жозе
Педро поступил в семинарию. Учение давалось ему с большим трудом,
ученики-малолетки постоянно издевались над ним. Способности у него были
весьма средние, он брал усердием и усидчивостью и, кроме того,
по-настоящему, искренне и истинно веровал в Бога. Царившие в семинарии нравы
были ему не по вкусу, товарищи попросту травили его, постичь тайны теологии,
философии и латыни он так и не сумел. Но зато Жозе Педро был наделен добрым
сердцем. Он мечтал о том, как будет наставлять в вере детей, обращать
язычников-индейцев. Жилось ему тяжко, особенно после того, как по прошествии
двух лет фабрикант перестал платить за него, и пришлось одновременно учиться
и исполнять обязанности педеля. Тем не менее он прошел полный курс обучения
и, ожидая, когда ему дадут собственный приход, стал священником в одной из
столичных церквей. Однако заветной его мечтой оставалось обращение
беспризорных детей-сирот, которые предавались всем возможным порокам и
зарабатывали себе на жизнь воровством. Падре Жозе Педро хотел открыть свету
истинной веры их души. Именно с этой целью начал он посещать исправительную
колонию. Первое время директор ее был сама любезность, но когда падре стал
возражать против того, чтобы детей секли и по нескольку дней кряду морили
голодом, отношение к нему резко переменилось. К тому же он был вынужден
написать обо всем, что видел, письмо в газету, и директор, запретив пускать
его на порог, послал жалобу архиепископу. Из-за всех этих неприятностей ему
и не спешили давать приход. Желание разыскать "капитанов" в нем не угасло.
Беспризорные, сбившиеся с пути дети, до которых никому в целом свете не было
дела, оставались его первейшей заботой. Он хотел сблизиться с ними не только
для того, чтобы вернуть их в лоно церкви, -- падре Жозе Педро мечтал хоть
как-нибудь облегчить их положение. Священник не имел на них почти никакого
влияния -- да не "почти", а совсем никакого -- и поначалу не представлял
себе, как завоевать их доверие. Зато он прекрасно знал, что они часто
голодают, что помощи и сочувствия им ждать неоткуда, что они живут, не зная
ласки, и жизнь эта полна лишений и тягот. У падре ничего не было для них --
ни одежды, чтобы согреть, ни еды, чтобы накормить, ни кроватей, чтоб уложить
их спать по-людски, -- ничего, кроме ласковых слов и огромной любви,
переполнявшей его душу. Он все же допустил одну ошибку, когда предложил им
сменить бесприютность и свободу на кров и пищу. Нет, конечно, речь шла не о
колонии, слишком хорошо были ему известны и правила ее внутреннего
распорядка, и неписаные законы, царившие в ее стенах, чтобы хоть на минуту
мог он поверить, что исправительное заведение превратит отпетых сорванцов в
добрых и трудолюбивых людей. Падре решил действовать через богобоязненных
старых дев: они, по его мнению, могли бы взять кое-кого из "капитанов" на
воспитание или хотя бы кормить их досыта. Но мальчишкам в этом случае
пришлось бы расстаться с единственной прелестью их беспутной жизни -- с
вольной чередой приключений на улицах самого таинственного и прекрасного
города на свете, с Баией, с Бухтой Всех Святых. И падре, едва успев с
помощью Долдона войти к "капитанам" в доверие, тотчас понял, что лучше об
этом даже не заговаривать: мальчишки разбегутся из пакгауза, и он их больше
никогда не увидит. А кроме того, старые святоши, целыми днями торчавшие в
церкви, а между мессой и литанией без устали перемывавшие косточки своим
ближним, совсем не подходили для той роли, которую он им отводил. Падре
вспомнил, как были они обескуражены и раздосадованы, когда после его первой
проповеди несколько престарелых богомолок устремились за ним в ризницу,
что-бы помочь ему снять облачение, как они ахали и придыхали над ним:
-- Ваше преподобие, какой вы хорошенький, в точности -- архангел
Гавриил, -- а одна тощая старая дева, молитвенно сложив руки, благоговейно
шептала:
-- Иисусик, -- и как возмутило его это обожание, хоть он и знал, что
все это -- в порядке вещей, и многие священники, даже не думая возмущаться,
принимают в дар от своей паствы и цыплят, и индюшек, и вышитые платочки, и
старинные золотые часы -- семейную реликвию, переходившую из поколения в
поколение. Но у падре Жозе Педро были иные взгляды на миссию
священнослужителя, и потому в полном сознании своей правоты он гневно
набросился на своих прихожанок:
-- Вам что, делать нечего? Вам мало хлопот по дому? Я не Иисусик и не
архангел Гавриил! Ступайте домой! Работайте! Стряпайте! Шейте!
Старые девы глядели на него в ужасе, как на антихриста во плоти, а
падре продолжал:
-- Вы лучше послужите Господу, если будете сидеть дома и трудиться, а
не толкаться по ризницам! Ступайте прочь!
А когда они выбежали вон, прошептал скорее грустно, чем гневно:
-- "Иисусик"... Поминают Божье имя всуе.
Святоши прямиком направились к лысому, толстому и неизменно
благодушному падре Кловису, у которого всегда предпочитали исповедоваться,
и, перемежая рассказ горестными стонами, поведали ему о происшествии. Падре
Кловис поглядел на них с состраданием и утешил:
-- Поначалу со всеми так бывает... Пройдет. Скоро он поймет, что вы --
безгрешны и праведны, истинные дщери Господни. Не печальтесь. Все
образуется. Прочитайте-ка "Отче наш" да не за
|
|